|
Балетомания по воскресеньям с Юлией Клочковой № 15
По эту строну рампы
Любите ли вы театр? Нет, любите ли вы театр вообще и балетный театр в частности? И что вы любите в балетном театре? Балет? И это все? Аттитюды, жете, шене и прочие ножкой ножку бьет это понятно. А как же запах кулис? Может быть, кому из вас посчастливилось побывать за кулисами? А за кулисами балетной Мариинской мекки? Чего бы только не отдала, за то что бы сделать один маааааааленький, малюсенький пируэт на Мариинской сцене. Рано утром, пока никто не видит. Не поверите, в свое время мне удалось скрутить 3 фуэте на сцене венской оперы (я была там на экскурсии).
А этот шум зала перед началом спектакля? И среди этого шума раздается первая скрипка, и оркестр стройно затихает, а затем примолкает и зал. А эти почетные круги в антракте? Кстати, всегда удивлялась, почему слышишь так мало разговоров о спектакле и так много ни о чем.
И самый восторг, эти доли секунды, когда занавес еще падает, а аплодисменты еще не грохнули. Эти доли секунды, особенно резкие в премьерные дни, открывающие нам иногда черные дыры бессмертия.
И в самом деле, балет, как и всякое театральное зрелище, искусство по существу своему сиюминутное. Станцевали и нет ничего кроме памяти. Кроме памяти и восторга. Но у памяти есть крохотная привязочка: программка. За 10 лет активного хождения в театр у меня скопилось их огромное количество.
Беру наугад. 16 марта 2002 года, МТ, «Ромео и Джульетта». Фестивальный спектакль с Орели Дюпон. Икры тяжеловаты, но французская школа видна. 2 ноября 1997 года, МТ, «Баядерка», Лопаткина/Зеленский. О! Это просто О! и ничего больше. Об этом можно рассказывать внукам. Ульяна еще недавно в примах, и Игорь еще до травмы. Когда он прыгнул первое жете, клянусь, я чуть не выпала из ложи: такой баллон и такая легкость. Или это: 11 февраля 1999, МТ, та же «Баядерка» с Рузиматовым и Асылмуратовой. Уточненная грация Алтынай и тигриная пластика Фаруха. До сих пор для меня эталонный спектакль. И так далее.
А за что зацепиться восторгу? Как писала на одном балетном форме некая почитательница Терпсихоры «почему у меня нет орловских рысаков, тысяч десятин в курской губернии и годового дохода ХХХ». От души присоединяюсь к этому возгласу. Почему? Хотя чтобы я делала тогда? Швыряла на сцену брильянты? Дурной тон. Кидала бы под ноги собольи шубы? Не то. Как выразить свой восторг и благодарность, не нарушая хорошего вкуса и границ приватности? Ведь она выйдет в па-де-буре, рукой взмахнет, а ты сидишь и плачешь, как дура последняя, а чего ревешь, и сказать не можешь.
Вот захожу недавно в свой московский класс на урок, а там на полу сидит Фарух Рузиматов. Репетирует. Дыханье-то оно в зобу, конечно, сперло, только что делать? Не кидаться же на артиста с воплями «Фарух, вы гений!»? Во-первых, и артисты тоже люди, и нечего докучать, а во-вторых, таких вопящих и без меня хватает. Сказать ему, как меня покорил его раб в «Шехерезаде» в минувшее воскресенье? Как-то глупо: кто он, а кто я, что бы его судить.
Скажу только, что где-то год я заделалась грозой питерских цветочниц, гоняя их и заставляя собирать мне особенные букеты. Я долго размышляла, не стану ли я, таким образом, настоящим фриком от театра, но потому решила, что человек, который выбирает флакончик жидкого мыла в тон ванной, может себе позволить и еще кое-какие экстравагантности. Например, букет цветов любимой балерине. Хотя бы так.
09.10.2005
|
Ваш отзыв автору
|