|
Арбузный ломтик по средам № 67
Конкурсы и конкурсы
|
И спросила Нина тихо:
Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты
Это очень хорошо.
Повар делает компоты
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы всякие важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.
Интересно есть ли кто-нибудь, не знающий автора? |
Закончился конкурс «Золотой сайт», «Информационный бум» и «Арбуз» получили первые места в своих номинациях, спасибо всем болевшим и поздравившим с победой. А также организаторам конкурса знаю, какое это хлопотное и непростое мероприятие. Как раз сейчас в Узбекистане проводится Интерет-фестиваль, я, будучи в оргкомитете и в жюри, начал интересоваться конкурсами, как таковыми. Накопился некоторый материал, предлагаю вариант обобщения и попытку классификации конкурсов по разным критериям. Небольшое отступление. Одна знакомая спросила нужны тебе эти цацки, стоит ли тратить время? Чем хорош Интернет: хочешь участвуешь, обсуждаешь, не хочешь не заходишь, не читаешь. Но раз уж так сложилось, что кому-то эти конкурсы нужны и складывается стихийно некоторая конкурсная культура, значит это кому-то интересно. И кто-то это прочитает.
1. Конкурсы региональные и открытые.
Региональные ставят условием, чтобы сайт имел отношение к региону или к тематике региона. Например, в конкурс «Звезды Татнета» приглашаются все сайты с татарской тематикой не зависимо от страны проживания авторов. Казахстанская интернет-премия AWARD ставит условием участия непременное отношение ресурса или автора к Казахстану. Таких региональных конкурсов довольно много, например, интернет-премии «Зеркало Сибири», «Виртуальный мир Магнитогорска», интернет-фестиваль Самарканда и так далее. Интернет-фестиваль в Липецке приглашает соседние области Воронежскую, Тамбовскую, Орловскую и Белгородскую. Региональный конкурс «Золотой БАБР» для сайтов не об Иркутской области предоставляет специальную номинацию «Вне конкурса». Открытый для всех «Золотой сайт» (с этого года ставший фактически платным) все-таки делит всех номинантов по зонам проживания. Зато «Интернить», расположенный в Новосибирске, на самом деле совершенно не имеет территориальных ограничений, как не имел их закрывшийся, к сожалению, конкурс «Web признание» и не имеет онлайновый РОТОР. И как частично региональный должен получится конкурс проекта «Восточный базар», объединяющий южные регионы СНГ.
2. Способ судейства жюри или всеобщий опрос.
Всеобщим опросам «Золотого БАБР'a» или РОТОР'а (на котором голосуют все подписчики мейл-листа) свойственна открытость и демократичность как положительная черта и попсовость как отрицательная, ибо большинство обычно выбирает нечто невразумительное. Жюри из авторитетных фигур (из неавторитетных сразу ведет конкурс к провалу) обычно служит залогом легитимности принятых решений. Есть и противоположное мнение, против узкого круга жюри, озвученное Алексом Эклером (о РОТОР'е++): «Я не очень понимаю, в чем радость конкурса, где выдвигают номинантов и голосуют по ним 15 человек жюри. Кто бы они ни были, это все равно мнение 15 человек, то есть, на мой взгляд, репрезентативным оно не является. Слишком велик крен в сторону корпоративной солидарности, желания оказать услугу лично знакомым и так далее. Поэтому, на мой взгляд, это не Оскар. Оскар это РОТОР, где голосуют все участники ЕЖЕ-движения. Вот тогда можно говорить хоть о какой-то репрезентативности». Но надо признать, что основной упрек здесь относится к выдвижению номинантов узким кругом лиц, что, конечно, явление весьма редкое. Обычно на всех конкурсах выдвигают все желающие, что вводит в ступор оргкомитет или комиссию, предварительно отбирающую сайты. Совсем без отбора, конечно, нельзя, ибо идет вал откровенно слабых страничек, неправильно выбравших номинацию, не соответствующих условиям конкурса, просто хулиганов.
Для того, чтобы найти оптимальное соотношение между уважаемым, но «непрезентативным» жюри с одной стороны и «всегда правым», но слегка бестолковым голосом масс, организаторы идут на компромисс. Отдают одну номинацию или специальный приз «гласу народа» (как это удачно исполнено в «Интернити» или было в «Web признании» с «лидерами недели») что, кстати, позволяет поддерживать всеобщее внимание к конкурсу длительное время. Но основные номинации судит все-таки приглашенное авторитетное жюри.
Еще тонкость авторитетному жюри невозможно просмотреть тысячи сайтов, поэтому обычно оргкомитет предварительно отбирает в каждой номинации 10-20 самых вразумительных сайтов. Для этой цели можно использовать и «глас народа», но рискованно, ибо за какой-нибудь чат школьников запросто проголосуют сотни участников. Лучше всего, конечно, использовать экспертов для предварительных оценок, как это делается на «Золотом сайте», но что, конечно, связано с хлопотами организационными и техническими по привлечению экспертов и учету их оценок.
3. Конкурсы виртуальные и с выходом в реальную жизнь.
Из виртуальных самый престижный это РОТОР. Материальных призов нет, ибо, как сказано в описании конкурса, признание коллег по цеху стократ дороже любого материального вознаграждения. Правда, победитель награждается значком, размещаемым на сайте на сколько эта награда материальна трудно сказать. Победители «Золотого БАБР'a» награждаются баннеропоказами в иркутской баннерообменной сети, этот приз тоже находится на грани виртуального и материального миров. А в основном все победители и призеры всех конкурсов награждаются дипломами и, в зависимости от толщины кошелька спонсора, материальными призами статуэтками, гаджетами или компьютерными прибамбасами, что, конечно, добавляет зрелищности и весомости конкурсу или фестивалю.
4. Разные способы подведения итогов.
Чаще всего ступенчатое на первом этапе определяются три (обычно) лидера и в дальнейшем ранжируется выбранная тройка. Так делается на РОТОР'е и в «Зеркале Сибири». На казахстанской AWARD перед жюри работает отборочная комиссия, а на «Золотом сайте» отборочная комиссия, потом эксперты оценивают и выявляют лидеров, а затем уже жюри. Есть также конкурсы «одноходовые, бесступенчатые» «Звёзды Татнета» и постоянно текущие с промежуточными итогами четыре раза в год «Золотой БАБР».
Ну и важнейший параметр подведения итогов открытость. Самый открытый РОТОР идет голосование в реальном времени, параллельно идет обсуждение голосования, реклама и антиреклама, все вместе это превращается в захватывающий спектакль. Очень продуктивный, кстати он позволяет познакомиться с огромным количеством деятелей и проектов, прочесть самые противоречивые отзывы, высказать свое мнение, получить поддержку или отповедь на него. Ни в какое сравнение с этим праздником не идет, по своему, впрочем, захватывающее торжественное объявление кулуарных решений высокого жюри на почившей Награде.ру. Это другой жанр с телевидением, концертом мастеров эстрады, высокими речами тщательно планируемое и запоминающееся действо, привлекаемое, кстати, рекламодателей.
5. Определенный интерес представляет разбиение по номинациям. Чем моложе и «локальнее» конкурс или фестиваль, тем «конкретнее» номинации (лучший сайт государственной организации, лучший научный (спортивный, коммерческий, природоохранный и так далее) сайт. У более «глобальных» конкурсов номинации разбиваются по концептуальным категориям: «открытие года», «лучший отраслевой сайт», «художественный сайт», «миссия года», «забава года» и так далее. Какое разбиение лучше так вопрос нельзя ставить, каждое хорошо по-своему, второе менее четкое. В любом случае обязательно найдется сайт, не попадающий ни под одну номинацию. Чаще всего возникают разногласия по оценке блогов игнорировать их в силу популярности невозможно, но и отнести к любой наперед выдуманной номинации затруднительно. Тем более, что каждый интернетчик понимает слово «блог» по-своему.
6. Сроки проведения конкурсов различаются от двух-трех недель до нескольких месяцев. Длительные срок поведения «Золотого сайта» или «Интернити» связаны с большой подготовительной работой по предварительному отбору большого количества заявок. Это, с одной стороны, поднимает уровень судейства, исключает «пропадание» сильного сайта. Но, с другой стороны, ослабляет внимание к конкурсу, через пол года я и не вспомню, что где-то участвовал, да уже и не так интересно. Необходимо, чтобы все время сохранялось внимание к конкурсу, только так он добьется заявленных целей популяризации. С этой тоски зрения оптимальный срок месяц, тогда народ не устанет следит за ходом выдвижения, интригой, рекламой, обсуждением, получится настоящий праздник.
7. Возможные неудачи. Часто получается, что члены жюри выставляют свои проекты на конкурс. Это, конечно недопустимо и вызывает всегда нарекания. Прошло несколько лет после того, как «Яндекс» занял первые места в нескольких номинациях на Национальной интернет-премии Российской академии интернета (Награда.ру), но до сих пор ядовито припоминают, что директор «Яндекса» Аркадий Волож был членом жюри. Александр Ляхов, создатель казахской интернет-энциклопедии, многократно объяснял в форуме премии AWARD, что члены жюри не судят те номинации, где есть их сайты, но осадок у посетителей остается.
Еще одно противоречие каждого конкурса и фестиваля. Обычно интернет-тусовка давно знает «распределение сил» в каждой номинации. Но судит жюри, которое смотрит не изнутри тусовки, а извне, его оценки, возможно, не совпадут с ожидаемыми «интернетчиками». Единственный способ «убедить» принять оценки жюри наличие в жюри уважаемых всеми личностей.
8. Заключение. Если возьметесь проводить помните, что все будут недовольны каждым пунктом правил и регламентом, вас будут поливать и склонять на всех виртуальных перекрестках. Но потом скажут а здорово мы его провели!
Задач не будет. Подумайте, как бы вы провели бы конкурс сроки, номинации, призы. Самые ценные предложения присылайте мне на arbuz dog spamtest.ru
Ссылки:
20.07.2005
Теги: жюри
фестиваль
|
Ваш отзыв автору
|
|
|