Субботний блик науки № 57
Туарег пустыни Мохаве
Восьмого октября этого, две тысячи пятого, года в пустыне Мохаве (Калифорния, США) ожидается сухая, жаркая погода. Поэтому к восьмому октября специально обученные люди, состоящие на службе в структуре Минобороны США, а именно в DARPA (Агентстве перспективных разработок), отметят в пустыне Мохаве (или в какой-нибудь другой, но в районе Калифорнии) два пункта: пункт «Старт» и пункт «Финиш».
Точного местоположения пунктов пока не разглашают. Известно только, что между пунктами сто семьдесят пять сухопутных миль, или чуть более двухсот восьмидесяти километров. Для получения двух миллионов призовых американских долларов достаточно, чтобы машина успешно проехала от старта до финиша, затратив на преодоление знойного пространства не более десяти часов.
Каких-то двадцать восемь километров в час. По пустыне. Не вопрос для хорошо подготовленного современного джипа. А начинять джипы (джипы ли?) оборудованием разрешается практически без ограничений, «по полной программе». Кроме шуток: максимальный допустимый вес двадцать тонн; тип движителя не регламентируется: хоть на гусеничном ходу лишь бы не летал; мощность двигателя? да сколько сможете поставить.
Собственно, единственное весомое препятствие в получении призового мешка банкнот в том, что джип должен ехать сам. Так настаивают организаторы. Сам, это в том смысле, что без водителя. И вообще без всякого внешнего участия человека: сиди тот хоть за рулевым колесом, хоть в багажнике. Ведь это соревнование автономных роботов, а не какое-то там традиционное ралли.
Мероприятие DARPA Grand Challenge проводится второй раз. Основная цель стимулировать создание работоспособных, действительно «самобеглых экипажей», готовых с практически применимой скоростью и автономностью перемещаться по реальным местностям.
Такие экипажи нужны Министерству обороны США. Министерство требует, чтобы уже к 2015 году треть состоящей на вооружении моторизованной техники поля боя была полностью автономна в плане передвижения и выполнения боевых задач. Поэтому джипы через пустыню Мохаве едут уже в этом году. В прошлом, правда, никто не доехал. В этом наверняка доедут несколько.
Заявок на участие в мероприятии этого года было подано весьма много. К первому этапу допустили только сто девяносто пять. На настоящий момент, после всех отборочных мероприятий, осталось сорок команд. Это по-прежнему очень много. Кто-то наверняка доедет. Если не помешает погода.
Разброс технических решений велик: есть и простые квадроциклы, и военный «Хаммер». А концерн «Фольксваген» совместно со Стенфордом запускают автоматический Touareg R5 (это серийно выпускаемый джип). Стенфордская машина начинена семью процессорами Pentium M, выполняющими роль управляющей системы. Информацию об окружающем рельефе собирают четыре лазерных дальномера и система машинного зрения, включающая несколько видеоподсистем (в том числе и бинокулярных). Вдаль смотрит специальный радар. Положение автомобиля определяется с помощью навигационной системы, включающей GPS и набор гироскопов.
Много всего.
Бортовое программное обеспечение автоматического «Туарега» анализирует окружающую действительность, выбирая из множества возможных направлений движения правильное (самый кратчайший путь из безопасных). Машина способна ехать со скоростью до пятидесяти пяти километров в час и, как планируется, до старта гонки должна наездить две тысячи миль в автономном режиме, по той же самой пустыне Мохаве. А в гонке надо пройти только сто семьдесят пять. Вполне доедет.
Отработанные решения уйдут DARPA, их улучшат и поставят на танки.
Или на бронетранспортеры.
***
Ссылки по теме:
16.07.2005
Теги: DARPA
роботы
|