|
Балетомания по воскресеньям с Юлией Клочковой № 12
Рассуждения о вешалке
В начале июля в театральном мире произошло важное событие: на капитальный ремонт закрылся Большой театр, один из крупнейших театров страны, обладатель прекрасной труппы, огромного бюджета и больших проблем. Последнее, впрочем, совершенно обычное явление для такого значительного явления как Большой. Выражения «побывать в Большом», «танцевать в Большом» и так далее многие десятилетия являются в России синонимами элитарности. Хотя следует заметить, что так было далеко не всегда, и до октябрьской революции театр вел вполне провинциальное существование, приличествующее «порфироносной вдове». Объяснение этому очень банально: деньги. Двор, высшая бюрократия, гвардия, генералитет потенциальные заказчики, деньги это все в столице. А опера и балет во все времена требовали значительных инвестиций, являясь по существу дела царской забавой. Лишь где-то в начале 30-х или чуть раньше, когда советская власть решила серьезно заняться академическим искусством, Большой сделался легендой Советского Союза. Работать в Большом это предложение, от которого невозможно отказаться. О, это были золотые годы! Какие имена! На протяжении десятилетий, благодаря звездным составам страна была «в области балета» на недосягаемой почти что высоте. Собственно и сейчас во всем мире «балет Большого» это бренд, недобросовестное использование которого лишь подтверждает его высокую цену.
Вот и я вместе со всем советским народом считала спектакль в этом театре недосягаемой мечтой. Уже почти 10 лет я живу в столице этой родины (да, да, сами мы неместные). И сколько же раз ты была в Большом? спросит любопытный читатель. Пальцев на руке хватит, чтобы пересчитать. На одной руке, отвечу я. Ты бедствуешь? Живешь в Мытищах? У тебя нет приличной пары театральных туфель? продолжит допытывать читатель. Нет, я живу в 20 минутах ходьбы от театра, не бедствую, а моя коллекция театральных туфель просто лопается, меланхолически отвечу я. Так в чем же дело?!
А дело вот в чем. Я не люблю, когда меня на входе разве что не обыскивают и просят предъявить содержимое сумочки таким тоном, как будто я пришла в тюрьму. Один раз, будучи сильно не в духе, я просто перевернула сумку и вывалила все содержимое на стол. А дамская сумка
Вы сами понимаете.
Я не люблю, когда во время действия слышно звон бокалов в буфете. Сдается мне, что если бы стрррррашный человек и главный дирижер одного дружественного Большому театра услышал бы во время своего дирижирования такие звуки, то он бы просто позакрывал все буфеты к чертовой бабушке.
Мне не нравятся телефонные звонки. Для этого явления у меня нет слов. Один раз я насчитала 12 звонков за одну относительно небольшую оперу. Но слава всевышнему: были установлены глушилки.
Но со звонками и со звоном еще можно как-то мириться. Когда я думаю, а не сходить ли мне в Большой, я в первую очередь думаю о клаке. Я сталкивалась с этим явлением в малых объемах, но один раз мне повезло. В соседней со мной ложе оказался серенький, невыразительной внешности, поношенный господин, заявивший, что он тут постоит, что он университетов не кончал и денег на билет в бенуар у него нет, но ему надо. Сесть не в свои сани это еще ерунда, но весь спектакль поношенный не унимался. Он комментировал каждый выход солирующей в тот вечер балерины, тоном знатока приговаривая «неплохо, неплохо». Как говорил Остап Бендер «убивать надо таких знатоков». Поношенный поднимал хлопки в зале, когда балерина откровенно врала и киксовала (что поделаешь, не ее был день). Когда начался знаменитый трюк с 32 фуэте зал начал прихлопывать в такт. Никакие замечания, угрозы вывести из зала, взывания к театральной совести и хорошим манерам на него не действовали. Я вышла после спектакля с таким чувством, как будто меня обворовали. Меня действительно обворовали, лишив, таким образом, интимности моих переживаний. Какой уж тут восторг, когда в ухо какой-то малосимпатичный замшелый тип тебе шепчет свои банальности?!
Итак, Большой театр закрылся на длительную реконструкцию. Что же я буду делать? А то же, что и раньше: за те же деньги, что я потратила бы на «Лебединое озеро» в Большом, я куплю билет на поезд в северо-западном настроении, проеду 700 километров, куплю билет перед театром, посмотрю «Лебединое озеро» и вернусь в Москву. Еще и на шампанское останется.
И, кстати, о «Лебедином»: когда же можно будет насладиться «настоящим» ЛО, а не той под(д)елкой, что до недавнего времени шло на сцене великого театра?
10.07.2005
|
Ваш отзыв автору
|
|
|