Субботний блик науки № 46
Гараж
|
Разве я не попал? спросил Кристофер Робин. Не то что бы совсем не попал, сказал Пух, но только не попал в шарик!
Алан Александр Милн. Винни Пух и Все-Все-Все |
А вот вернемся к моему соседу, занимающему дачный домик неподалеку. С соседом все в порядке, несмотря на его длительное отсутствие на страницах нашей занимательно-познавательной колонки. Он, как и прежде, испытывает некоторые трудности с парковкой своего большого внедорожного автомобиля в гараж. Особенно в темное время суток. Особенно в пятницу вечером: вероятно, сказывается накопившаяся за неделю усталость. А может, и еще какие-то факторы вносят неприятную сумятицу в процесс заезда высокого четырехколесного экипажа в узковатые воротца задним ходом. Тем более, что лавировать приходится по тесной мощеной дорожке, проложенной к гаражу. Следы пары особенно неудачных маневрирований заметны не только на гаражной стене, но и на бампере автомобиля.
Вот там же есть компьютер? риторически вопрошает сосед, имея в виду свой внедорожник.
Ясное дело, есть. И наверняка не один, отвечаю ему я.
А почему не сделать так, чтобы нажал кнопку и он сам заезжает в гараж?.. А утром выезжает.
Проблема, в действительности, шире и распространяется не только на гаражи и внедорожники. Взять хотя бы NASA там сходная трудность: очень важно построить космический аппарат, запускаемый с Земли, способный не столько в гараж задним ходом, сколько автономно пристыковываться к другим аппаратам и даже выполнять с пристыкованными какие-то манипуляции, конечно, тоже в совершенно автоматическом режиме, без пилота, без управления с Земли. Такой оснащенный зарядом бортовой рассудительности орбитальный робот, заменяя пилотируемые миссии, мог бы не просто сэкономить большое количество средств (забрасывание на околоземную орбиту небольшого робота дело дешевое), но и избавить космонавтов/астронавтов/тайкунавтов от серьезных рисков и опасностей, коими по-прежнему напичкан любой космический полет.
Проект получил название DART (Demonstration of Autonomous Rendezvous Technology демонстрация технологии автономной стыковки). Планировавшаяся миссия начиналась с вывода аппарата на орбиту с помощью ракеты Pegasus XL. Интересно, что Pegasus это не просто там какой-то вертикально стартующий с рокотом и в клубах пыли комплекс. Нет. Система Pegasus есть крылатая ракета, запускаемая на большой высоте со специального самолета Stargazer L-1011. Конечно, подобная схема вывода космических грузов на орбиту пригодна (по крайней мере, сейчас) только для небольших масс максимум килограммов пятьсот, но зато старт с самолета не в пример дешевле стандартной пусковой методики. Тем более, что для DART, чей вес удалось уменьшить до трехсот шестидесяти трех килограмм, ограничение Pegasus по массе полезной нагрузки не являлось преградой.
Итак, DART, выведенный на орбиту наиболее дешевым способом из приемлемых (правда, не из пушки ж его выстреливать?), должен продемонстрировать успехи технологии автоматического орбитального поведения. А именно: встать на нужную орбиту, найти один из военных спутников связи (экспериментальный, а не действующий), произвести сближение с ним, поманеврировать вокруг, на самой малой дистанции, и, показав в деле возможности технологии, разойтись с тестовым спутником связи, вновь сменив орбиту. Все это, конечно, в автоматическом режиме.
Для успешного выполнения столь непростой программы DART (обошедшийся казне США в 110 миллионов долларов, включая запуск) оснастили хитроумным набором самого современного космического оборудования. Для наведения на «целевой» спутник предназначалась комбинированная видеосистема с лазерной подсветкой, использующая для высокоточного вычисления относительного положения двух аппаратов специальный отражатель. (Этот отражатель изначально входил в конструкцию того самого, «целевого», спутника.) Маневрирование обеспечивали бы два вида реактивных двигателей (разной мощности). Всем процессом должен был управлять компьютерный навигационный комплекс, использующий, помимо прочего, GPS.
Успех миссии DART сильно продвинул бы вперед теорию и практику автоматического орбитального маневрирования, так необходимого, например, для ремонта телескопа Hubble. Автономный комплекс отправился в космос 15 апреля, то есть вчера. Он даже смог успешно провести орбитальное маневрирование и приблизиться к «целевому» спутнику на расстояние в триста метров. Но на этом миссия самым неожиданным образом завершилась. DART, никак не «объясняя» свое поведение, пропустив самую важную часть миссии имитацию стыковки, вдруг перешел сразу к последней фазе полета: истратив топливо, перепрыгнул на «конечную» орбиту, где теперь и будет вращаться в качестве памятника неудачному эксперименту. В общем, миссия оказалась невыполненной. Почему? Пока никто не знает, только собираются расследовать.
Так что придется пока моему соседу самому в гараж внедорожник загонять, задним ходом. Ведь сперва передовые технологии апробируются в космосе, а только потом приходят в автомобили. И тут без разницы, будь это алюминиевый сплав какой-нибудь или компьютерная система.
16.04.2005
Теги: космические аппараты
роботы
|