|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 22
Конвой для кино
|
Из всех искусств для нас важнейшим является кино.
И. В. Сталин |
Лет восемь назад, купив диск с игрой Warcraft II, я был изрядно удивлен тем, что этот диск не только содержит файл с игрой, на нем также записана музыка к игре, как на обычном аудио-компакт-диске. Музыка эта была написана и исполнена на синтезаторе, хотя и на очень приличном, и слушать ее отдельно, конечно, было невозможно. Однако именно тогда я впервые узнал о том, что саундтрек может существовать не только у фильмов, но и у игр. В очередной раз вспомнить об этом меня заставили две ночи в конце прошлой недели, когда в Большом зале консерватории сборный оркестр под руководством Александра Ведерникова записал музыку для игры «Корсары-2».
Другой вопрос, что в самом слове «саундтрек» мерещится мне что-то пренебрежительное. Не случайно композитор Говард Шор, продирижировавший недавно Национальным филармоническим оркестром, который исполнил музыку из кинофильма «Властелин колец», настаивал на том, что речь идет не о живом публичном исполнении саундтрека к очередному блокбастеру, а о полноценном произведении, имеющем самостоятельную художественную ценность.
Так ли это на самом деле сказать трудно, как и узнать, стал бы НФОР исполнять музыку современного американского композитора Шора и даже везти ее на гастроли в Японию, если бы не волшебные слова «Властелин колец». Тем не менее, многие выдающиеся режиссеры считали музыку в своих картинах важным выразительным средством, которое ничем нельзя заменить. Поэтому в разное время для кино писали многие композиторы, в некоторых случаях даже те, кого теперь принято называть «великими». В том числе и по причине того, что музыка для кино уже на протяжении многих лет являлась источником очень приличного побочного заработка как для многих композиторов, которые ее сочиняли, так и для еще большего количества музыкантов, которые записывали ее в свободное от основной работы время. По этому поводу кто-то даже сказал, что если бы Моцарт жил в наше время, он зарабатывал бы написанием музыки для телевизионной рекламы и жил бы раз в сто лучше, чем он жил на самом деле.
Историю кино (как, разумеется, и всю историю в целом) можно поделить на несколько периодов, каждый из которых будет обладать свойственными только ему отличительными чертами. Если говорить о советском кино 30-х годов, то такой отличительной чертой, конечно, будет появление звуковых фильмов. С этого момента количество выразительных средств, доступных кинематографистам, чрезвычайно расширилось.
В определенном смысле звук существовал и в немом кино: фильмы всегда демонстрировались в кинотеатрах с музыкальным сопровождением, когда под обычное пианино, а когда и под настоящий оркестр. И у таперов, и у оркестров обязательно существовали подборки специальной музыки, иллюстрирующей происходящее на экране.
В конце двадцатых годов возникла новая тенденция: одновременно с пленкой в кинотеатр присылалась партитура музыки, специально написанной для данного фильма. Одним из пионеров советской музыки для кино был Дмитрий Шостакович.
Шостакович написал музыку приблизительно к сорока фильмам. В частности композитор был неизменным автором всех партитур для фильмов Козинцева-Трауберга, от «Нового Вавилона» 1929 года вплоть до «Короля Лира» начала семидесятых.
Кстати говоря, если Шостакович был постоянным автором музыки, то выдающийся, но сегодня, к сожалению, плохо известный питерский дирижер Николай Семенович Рабинович, начиная с фильма «Одна», бессменно руководил исполнением музыки для всех кинолент Козинцева-Трауберга.
На перекрестке «немой» и «звуковой» эпох все нужно было изобретать заново. В частности, звукооператор Илья Волк тщательно разрабатывал специальную технологию записи звука для фильма «Одна», хотя, по большому счету, эта работа пропала зря. По словам самого Шостаковича, оркестр ему было упрекнуть не в чем, но техника записи в то время была исключительно несовершенна: звук в фильме скрежетал, деформировался, а временами просто пропадал. Фактически, из-за чудовищно низкого качества звуковой аппаратуры вся работа над музыкальным сопровождением оказывалась бесполезной. А ведь музыка в этом фильме, по словам авторов, была почти главным действующим лицом.
Следует признать, что с тех времен техника сделала большой скачок вперед. В частности, могу свидетельствовать, что музыка к «Корсарам-2» записана вполне прилично. Ее, правда, писал не Шостакович, как и музыку для «Властелина колец». Но хорошо уже то, что у новых шостаковичей не только с каждым днем расширяется поле деятельности, но и растут технические возможности, позволяющие создавать почти любую желаемую звуковую картину.
18.01.2005
|
Ваш отзыв автору
|