|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 20
Художник и царь
|
Что может быть проще времени.
Название рассказа Клиффорда Саймака |
В этом выпуске мне снова хотелось бы обширно процитировать материал, написанный не мной. Речь пойдет о книге Соломона Волкова «Шостакович и Сталин: художник и царь», выпущенной в 2004 году издательством «Эксмо». Книга эта, с моей точки зрения, очень интересная, несмотря на то, что в ней, в качестве первоначального адресата, безусловно, ощущается читатель не российский, а западный. Но, тем не менее, и российским читателям, особенно младшего поколения, она должна показаться не только интересной и познавательной, но и полезной. Те вещи, которые обсуждаются в этой книге, по сути, выходят далеко за рамки эпохи, о которой она написана. История штука загадочная, и всегда трудно предугадать, в какую сторону повернет ее бег.
Рецензия, публикуемая ниже, была написана Верой Часовенной, замечательной российской пианисткой, солисткой оркестра Большого театра, по заказу газеты «Большой театр». Однако, ознакомившись с текстом, редакция газеты материал отвергла. По цензурным соображениям.
«На прилавках московских книжных магазинов появилась книга С. Волкова „Шостакович и Сталин: художник и царь“.
Автор известный культуролог и эссеист, проживающий с 1976 года в США, выпускник Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, альтист по специальности. В России он известен по книгам Страсти по Чайковскому. Разговоры с Баланчиным, История культуры Санкт-Петербурга и Диалоги с Бродским.
Книга представляет собой многослойное исследование жизни и творчества художника в условиях тоталитарного общественного строя. Автор обращается к фигурам разных эпох, начиная с Пушкина, чтобы рассмотреть механизм взаимоотношений художника и абсолютной власти в лице ее конкретного носителя.
Не предлагая будущим читателям искусствоведческого анализа, хочу отметить наиболее интересные, на мой взгляд, грани этого исследования.
1. Автор рассматривает творца поэта, композитора, художника в различных ипостасях, ассоциативно обращаясь к образам драмы А. С. Пушкина Борис Годунов: Пимен, Самозванец, Юродивый.
Пимен летописец, как память народа. Юродивый как совесть народа. Самозванец как напористый движитель истории.
2. Интересно рассмотрены параллели судеб Шостаковича с Булгаковым, Пастернаком, Мандельштамом, Зощенко, Маяковским в условиях становления и развития как их личностей, так и диктатуры вождя.
3. Автор интересно исследует процесс поиска, нахождения и выбора творческой мыслью Шостаковича видимых только им и необходимых ему тем. При этом выразительный акцент автора книги делается на той общественно-политической атмосфере, в которой происходило становление личности композитора.
Особенный интерес может вызвать описание истории первой постановки оперы Леди Макбет Мценского уезда на советской сцене, которая в ноябре 2004 года вновь была поставлена на сцене Большого театра России. Автор увлекательно рассказывает, как литературно маловыразительный очерк Лескова побудил Шостаковича к созданию новаторской, чувственной, почти эротической оперы.
И как диктатор выбирает наиболее успешных творцов и, руководствуясь более политической необходимостью, чем личным вкусом, делает из них показательных жертв. Вот, с одной стороны, огромный внутренний и международный успех оперы, и вот уничтожающая до леденящего ужаса критика якобы анонимного рецензента газеты Правда через месяц после премьеры с другой.
Раскрывая взаимоотношения композитора и диктатора, автор книги размышляет о том, как сложна и опасна была жизнь под взглядом Сталина, посвящая этой теме целый раздел книги и утверждая, что и мертвый Сталин продолжал магически воздействовать на судьбы многих крупных деятелей советской культуры.
Именно на музыке Шостаковича потомки будут учиться и узнавать, как жили целые народы в эпоху Сталина, после его смерти, в тени тирана.
В конечном счете, книга эта об искусстве творческого выживания в жестокий век.
Несмотря на большой объем (635 страниц), читается она легко, увлекает внимание неординарностью подхода к известным многим советским музыкантам событиям.»
* * *
Следующий выпуск «Обертонов» выйдет 11 января 2005 года: «Информационный бум», вместе со всей страной, уходит на каникулы. В этой связи хотелось бы пожелать всем читателям ИБ вообще и «Обертонов» в частности здоровья, счастья и удачи в наступающем году! Кроме того, я надеюсь на то, что в будущем «Обертоны» не только не разочаруют своих постоянных читателей (которым, кстати, большое спасибо за отзывы!), но и начнут привлекать внимание все большего числа любителей музыки. Оставайтесь с нами!
28.12.2004
|
Ваш отзыв автору
|