|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 17
Любите ли вы Брамса?
|
Мне Брамса сыграют, я вздрогну, я сдамся <
>
Мне Брамса сыграют, тоской изойду
Б. Пастернак |
В сегодняшнем выпуске мне хотелось бы продолжить традицию рассказывать о записях, по тем или иным причинам стоящих особняком в моем личном чарте.
Сегодня речь пойдет о записи, сделанной в далеком 1979 году тремя очень разными, но, безусловно, выдающимися музыкантами виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, скрипачом Итцхаком Перлманом и дирижером Бернардом Хайтинком при непосредственном участии одного из лучших оркестров в мире голландского Концертгебау (Concertgebouw).
Изначально эта запись выходила на виниле, но я первый раз услышал ее уже на привезенной из США кассете, выпущенной EMI Records. Было это в начале девяностых годов. Тогда я еще не знал, что в 1988 году EMI уже выпустила компакт-диск, на котором были записаны Двойной (для скрипки и виолончели с оркестром) концерт Брамса и скрипичный концерт Мендельсона. Как ни странно, этот диск все еще можно купить в музыкальных магазинах по всему миру (во всяком случае, я своими глазами видел его как в Москве, так и в Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке, Мельбурне и Мадриде), так что я настоятельно рекомендую приобрести его.
Вне всяких сомнений, Итцхак Перлман выдающийся скрипач современности, и его исполнение концерта Мендельсона украсит любую коллекцию. Кстати, лично мне очень нравится его запись скрипичных Сонат и партит И. С. Баха, я бы поставил ее на второе место, после записи Сонат и партит, сделанной Генриком Шерингом.
И все же настоящей причиной для приобретения диска является не Мендельсон, а Двойной концерт Брамса.
Следует заметить, что на свете существует лишь несколько инструментальных концертов, где солирующую партию исполняет не один, а несколько инструментов. Говоря так, я, разумеется, помню о бесчисленных кончерто гроссо эпохи барокко. Но это все-таки несколько иной жанр. В данном случае я имею в виду именно классико-романтические и пост-романтические концерты. Навскидку в голову приходит лишь Симфония-кончертанто Моцарта (для скрипки и альта с оркестром), Тройной концерт Бетховена (для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром), Двойной концерт Брамса, а также два кончерто-гроссо Шнитке и его же «Концерт на троих», написанный специально для Гидона Кремера, Юрия Башмета и Мстислава Ростроповича.
Если подумать еще немного, то можно вспомнить о Первом фортепианном и Первом виолончельном концертах Шостаковича, где в первом случае практически сольная партия поручена трубе, а во втором валторне. И все же формально два последних произведения не именуются «двойными».
«Должен сказать тебе, что мне в голову пришла счастливая идея написать концерт для солирующих скрипки и виолончели», писал Брамс Кларе Шуман в 1887 году. И действительно, в том же году Брамс пишет Двойной концерт, сочинение в уникальном жанре, примеры применения которого, как мы видели, можно буквально пересчитать по пальцам.
Хронологически в творчестве Брамса Двойной концерт завершает череду масштабных произведений с участием симфонического оркестра: четырех симфоний, трех концертов (два для фортепиано, один для скрипки), двух оркестровых «Серенад», двух симфонических увертюр и «Вариаций на тему Гайдна».
Между прочим, Брамс не написал и даже не ставил задачи написать виолончельный концерт как говорят, будучи убежденным в том, что не сможет создать произведение, способное встать вровень с виолончельным концертом, написанным его младшим коллегой и другом Антонином Дворжаком. Тем не менее, он оставил виолончелистам прекрасное наследство две замечательных сонаты и, конечно, Двойной концерт, который был написан и впервые исполнен в Швейцарии. Работая над этим сочинением, Брамс имел в виду, в первую очередь, одного из своих лучших друзей, выдающегося скрипача того времени, Жозефа Иоахима, с которым их отношения в тот период складывались не слишком удачно, а также коллегу Иоахима по квартету виолончелиста Роберта Хаусмана. Которые и стали первыми исполнителями произведения, по сей день являющегося невероятно популярным как среди исполнителей, так и среди слушателей.
Не в моих правилах угощать читателей музыкальным анализом, да и рамки колонки этого не позволят. Достаточно будет сказать, что в Двойном концерте Брамса можно услышать буквально все, что характерно для этого великого композитора: масштабная мастерская оркестровка, замечательно красивые, задушевные мелодии, внешняя, может быть, сдержанность, и при этом невероятное внутреннее напряжение и страстность (благодаря чему играть Брамса временами даже сложнее, чем Баха)
Единственная конкретная вещь, на которую мне хотелось бы обратить внимание читателя, это начало второй части, которая является не чем иным, как вариациями на тему из четырех нот, звучащих в самом начале этой части. От мастерства, с которым эти вариации сделаны, лично у меня вызывает неизменное восхищение.
Возвращаясь к конкретной записи Двойного концерта Брамса, я должен прямо заявить, что это, с моей точки зрения, лучшая запись из всех, которые я слышал. Действительно хорошие записи этого произведения сделали и Хейфец с Пятигорским, и Хейфец с Файерманом, и Ойстрах с Ростроповичем, и Гидон Кремер с Мишей Майским, но лично для меня все эти записи все-таки являются, если можно так сказать, «вторыми».
Я не случайно перечислил их здесь при желании читатель сможет самостоятельно сравнить несколько записей и решить, какая из них ближе всего его восприятию этой музыки. Могу только отметить, что мое предпочтение Перлмана с Ростроповичем всем остальным окончательно определилось в тот момент, когда я при первом прослушивании кассеты услышал самое первое оркестровое тутти в финале.
Записать любое музыкальное произведение это совсем не то же, что сыграть его в концерте. На это уходит не один день, а в перспективе вся затея может превратиться в довольно муторное занятие. Известно, к примеру, что при записи Тройного концерта Бетховена Рихтером, Ойстрахом, Ростроповичем и Караяном (кстати, тоже отличная запись, рекомендую!), Рихтер с Караяном рассорились чуть ли не вдрызг, а Рихтер потом всю жизнь отзывался об этой записи, как о неудачной.
Так вот то, как оркестр играет это самое первое тутти в финале, для меня является бесспорным доказательством того, что запись делалась, по меньшей мере, «с настроением». Трудно сказать, чья в этом заслуга. Повторюсь, сам по себе Итцках Перлман скрипач замечательный, однако не все его записи одинаково значимы. В данном случае он более чем безупречен и как музыкант, и как инструменталист. Возможно, так сказалось на нем сотрудничество с Мстиславом Ростроповичем, музыкантом, который не нуждается в дополнительных представлениях. Так или иначе, запись явно сделана, что называется, «на подъеме», причем на таком, который при прослушивании ощущается буквально физически.
Так уж получилось, что в колонке, где я хотел рассказать об одной конкретной записи, пришлось упомянуть несколько. Раз так, в заключение мне хотелось бы порекомендовать еще одну «настроенческую» запись. О ней, конечно, стоило бы поговорить отдельно, и, возможно, я сделаю это позже. А пока, просто чтобы не ходить в музыкальный магазин по десять раз, вместе с Двойным Брамса поищите два виолончельных концерта Гайдна, записанных Ростроповичем в 1976 году вместе с английским камерным оркестром St. Martin in the Fields. Запись невероятно хороша. И, кстати, помимо всего прочего, в до-мажорном концерте Ростропович играет замечательные каденции Бриттена, которые, к сожалению, кроме него почти никто не исполняет.
07.12.2004
|
Ваш отзыв автору
|