Балетомания по воскресеньям с Юлией Клочковой № 8
Пятый фестиваль
Уже неделю ваша покорная пребывает в раздумьях. Ведь она провела почти 10 дней в городе на Неве, исправно посещая балетный фестиваль. «Мариинский» проводился уже в пятый раз, и ваша покорная отметила своим посещением все пять, с радостью наблюдая, как мероприятие набирает силу, обороты и авторитет.
В раздумья же вашу покорную повергли следующие соображения. А стоит ли писать об этом событии? А если писать, то, как глубоко стоит вдаваться в подробности?
С одной стороны, noblesse oblige. Пропустить это нельзя, слишком велико событие, и слишком много пиетета перед театром. С другой стороны, об этом уж писали все центральные и не очень газеты. Да и журналы отметились. А ваша покорная не раз декларировала свою непричастность к клану балетных критиков. Не слишком ли слаб и тонок мой голос, чтобы вещать о десятидневном действе в целом?! К тому же, в отличие от специальных балетных форумов, где собирается публика с конкретными специфическими интересами, неизвестно кто тут меня читает. Ведь напиши я: «троечка в тенях на выходе не синхронила», то все ли поймут этот профжаргон? Ведь в переводе на обыкновенный русский язык это означает: «в картине Теней из балета Минкуса Баядерка три тени на первом своем выходе двигались несогласованно». Или: «ХХ открутила не на пятачке». Все понятно? Для непонятливых перевожу: «приглашенная звезда ХХ в своей вариации в балете Минкуса Дон Кихот исполнила фуэте, сдвинувшись от исходной точки движения на большое расстояние, что означает недостаточное владение техникой, а это, в свою очередь, для звезды непростительно».
Тем не менее, покорно прошу принять мой собственный маленький выборочный отчетец о мероприятии. Ваша покорная посетила 7 спектаклей, из которых 1 премьера, 2 бенефиса и 1 гала-концерт. Премьера Доусона «Reverence». Доусон поразил меня еще минувшей осенью во время гастролей Национального балета Нидерландов. Такая текучая хореография, точнее текучая морфология тела. Описывать это бесполезно, это надо видеть. Совершенно поразил бенефис кордебалета. Я вообще-то патриотизмом не страдаю. Даже на чемпионате мира по футболу болею за сборную Голландии, но, глядя на это чудо, грудную клетку распирало даже не от национальной гордости, а от прилива patriotisme locale. Да, колотила изнутри в мои ребра эта разновидность любви к родине, я горжусь, что живу в этом городе, где есть такой театр, где танцует такой выдающийся кордебалет. Чистенько, ровненько, в линию все тени вышли, как одна. Странно, но я, пожалуй, впервые почувствовала всю мистику этой картины: эти колеблемые ветром гор тела, повинующиеся нездешней силе, завораживают. Последовавшая за «тенями» в следующем отделении «Весна священная» только подтвердила мои мысли о коллективном танцевальном действе как начале всякого танца вообще. Кордебалет, на который так часто смотрят как на некую вспомогательную силу, заполняющую паузу, пока солисты переводят дыхание за кулисами между вариациями в па-де-де, на самом деле один из тех китов, на которых держится весь спектакль в целом. Завершился бенефис кордебалета «Этюдами» Ландера, которые я очень люблю. Этот маленький спектаклик, в котором рутина балетного класса превращается в драматургию балетного спектакля, настоящий гимн искусству «корды».
Писать ли мне о неудачах? О почти провальном выступлении Н. Цискаридзе в «Манон», о смазанных поддержках, нечетких приземлениях у его коллег? Зачем? Фестиваль это ведь праздник. Все всё видели, все всё знают. Лучше об удачах. Хотя приглашенных звезд в этом году было и не так много на сцене Мариинского театра (самая яркая из них, вне всякого сомнения, дуэт Кожокару / Кобборг в «Дон Кихоте»), свои собственные дарования блеснули ярко. И совсем молодые Есина, Новикова, Сергеев (запомните эти имена, надеюсь, пригодится), а главное Виктория Терешкина, которая буквально на глазах превращается из балетной танцовщицы в балерину. Эта железная женщина (2-го апреля она станцевала заглавную партию в «Лебедином», а 3-го вышла в гала-концерте в Форсайте и в баланчинском «Ballet Imperial») продемонстрировала великолепную технику и то специфическое изящество линий, которое, собственно, и делает балерину. Позволю себе сравнить рисунок движений Виктории Терешкиной с флоральными рисунками петербургского модерна, который в таком изобилии и разнообразии встречается в Северной Пальмире.
И одна мысль, одна мысль все эти 10 дней не давала покоя вашей покорной. В этом году оттанцевали. Надеюсь, в будущем году порадуют. А ну, как на реконструкцию в 2006 году и вправду закроют? Что ж тогда со всеми нами будет?
11.04.2005
Теги: балет
фестиваль
|