|
Музыкальный вторник с Кугаем № 1
Вопрос камерности
С начала 90-х годов ХХ века наша страна в форсированном режиме подступается к границам западного шоу-бизнеса.
Да, именно в начале 90-х наиболее популярные и все еще советские рок-группы дают первые крупномасштабные концерты, которые вдруг начинают приносить им деньги. И в то же время, даже раньше, эстрада перенимает у западных дешевеньких аналогов манеру игры на «расческах» (очень простеньких синтезаторах) вложения никакие, а деньги сами в карман сыплются.
Предлагаю прямо вот так вот, сходу, взять пару-тройку примеров. Такие монстры советского, а позднее и российского рока, как «Кино» и «Алиса» известными становились постепенно, и в первую очередь, за счет своих «квартирников». Это к вопросу о камерности; т. е. люди начинают поговаривать о неких героях своего времени, совсем не таких, как все остальные, и, следовательно, всем становится очень интересно. Напомню, что так было всегда и со всей музыкой.
Время шло и менялось, что характерно для времени. И вот, Лужники излюбленное место проведения рок-шоу с участием на тот момент уже монстров отечественного рока. Ну как тут не порадоваться за отчизну. Но вот ведь незадача: то же самое было и с Doors, и с Nirvana, и с
Ну и что? Но как же! Все эти команды объединяет одно звучат они как-то «фирменно». Они звучат так, что их начинают слушать все. Они звучат так, что их первооткрыватели обижаются и комментируют: «Да-а-а, они уже совсем не те
» Они звучат так, что люди, как это было с Цоем или с Кобейном, после их ухода твердят, что могло бы быть еще больше и еще лучше.
То же самое можно сказать и о более поздних ласточках Deftones и Korn, Radiohead и Pearl Jam. Но об этом разговор нужен отдельный. Камерность вот о чем речь. Камерность это начало; жаль, но порой она становится и концом.
Есть у меня один приятель. Он любит чай и джаз. В чае он дока, на что в джазе не претендует. Я, бывало, спрошу его: «А что, выпил бы чаю в пакетиках?» А он мне: «А я на это и не заморачиваюсь, я вообще чай люблю». Я ему тогда: «А вот ты всегда только китайский чай пьешь?» А он мне: «Да нет. Это ж чай специфический».
Почему я не считаю джаз великой музыкой? Потому что, джаз музыка камерная, и судя по его возрасту это явно не начало. Великую музыку от не великой отличает понятность и общедоступность ее величия. Чистая коммерция здесь не проходит, и это очевидно из примера недолговечности эпохи «расчесок». Камерность не проходит в силу ограниченности аудитории ведь нельзя же сказать: «Я бог и царь, вы просто этого не понимаете!». Напойте что-нибудь из джаза, и это почти наверняка будет Гершвин, а вот напеть пару другую фри-джазовых композиций без музыкального образования, или, по меньшей мере, идеального слуха и чувства ритма это вряд ли.
Так я решаю для себя вопрос камерности, вопрос джаза, вопрос тайных обществ и мистических союзов, вопрос эксклюзивности и желания казаться лучше, чем ты есть, вопрос никуда не ведущих иллюзий.
02.03.2004
Теги: музыка
рок
|
Ваш отзыв автору
|
|
|