|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 13
Требуется посредник
Многие музыканты, с которыми я знаком лично, и, я уверен, многие из тех, кого я не знаю, до сих пор думают, что интернет не имеет прямого отношения к музыке. Или что без использования тех возможностей, которые предоставляет интернет, вполне можно обойтись.
В каком-то смысле это, безусловно, так и есть. Для того, чтобы быть хорошим и успешным музыкантом, не обязательно иметь компьютер и адрес электронной почты.
Но, как мне кажется, соль заключается в том, что многие не пользуются интернетом не потому что он им не нужен, а потому что они думают, что это слишком сложно. А также по той причине, что не знают, действительно ли интернет может предложить что-либо полезное. Что-либо, что сможет помочь в их музыкальной деятельности.
В этом выпуске «Обертонов» мне хотелось бы рассказать об одном, с моей точки зрения, чрезвычайно интересном и, главное, потенциально невероятно полезном западном проекте, а также посетовать на отсутствие его российского аналога.
Сегодня в русскоязычном интернете можно встретить уже достаточно большое количество сайтов российских музыкантов академического направления. К сожалению, подавляющее большинство таких сайтов рано или поздно разочаровывают своих владельцев. А все потому что рядом с музыкантами не нашлось никого, кто вовремя довел бы до них элементарную истину: просто сделать сайт недостаточно. Каждый вновь открываемый сайт с самого начала вынужден конкурировать не только с сайтами других музыкантов, но и, в буквальном смысле, с любым другим сайтом в интернете. Выясняется, что если музыкант (или ансамбль) готов потратить время на собственно создание своей страницы в Сети, то разбираться с тонкостями раскрутки себя в интернете они не имеют ни малейшего желания.
И как раз в этом заключается огромная ошибка. Как правило, музыкант больше всего хочет сделать успешную карьеру, возможно, подписать контракт со звукозаписывающей фирмой
Но если и есть что-то, что я понял за время профессиональных занятий музыкой, так это то, что менеджерам и звукозаписывающим фирмам не нужны начинающие. Они ищут тех, кто сам способен делать дело. Тех, кто самостоятельно способен записать диск и собрать полный зал. Иначе говоря, если главными целями действительно являются карьера и хороший контракт, лучший способ добиться этих целей перестать мечтать и начать работать самостоятельно. В данном случае целью становится уже не подписать контракт, а добиться такого положения дел, когда подписывать контракт не имеет смысла. По той простой причине, что концерты уже идут, а диски пишутся и продаются собственными силами.
Когда это случится, когда музыкант приобретет имя и пусть небольшой, но стабильный доход только тогда ему или ей, может быть, позвонят люди из звукозаписывающей фирмы и сами предложат записать пластинку. Может быть.
Проблему организации концертов мы обсудим как-нибудь потом. А вот вопрос продажи своих дисков не только на концертах, но и в интернете это и есть тема сегодняшнего выпуска.
Вариантов здесь может быть довольно много. Самый лучший, при котором, кроме готовых дисков, не требуется почти совсем ничего это продажи с помощью сайта специальной компании. Многие российские музыканты, может быть, даже не слышали о такой возможности, но среди западных независимых исполнителей она исключительно популярна и на этой ниве подвизаются несколько крупных компаний. Практически идеальным примером таковой является CDBaby.
CDBaby был открыт в 1997 году Дереком Сиверсом, в ту пору обычным музыкантом, который искал способ продавать свои собственные диски в интернете. Сегодня CDBaby занимает второе место по продажам независимой музыки в Сети (на первом месте Amazon). Судя по отзывам (а я списывался с двумя десятками музыкантов, чьи диски представлены на CDBaby), это по-настоящему хорошее место для продажи своих дисков.
Об этом же говорят и цифры. Более 65 тысяч музыкантов продают свои диски с помощью CDBaby. Магазин продал более миллиона дисков и уже выплатил всем музыкантам свыше 10 миллионов долларов.
Если вы захотите попробовать сами, вам придется отдать 35 долларов за каждый свой альбом, который вы захотите видеть в каталоге. Иными словами, если вы пошлете один альбом, вы заплатите 35 долларов. Если вы пошлете два альбома, заплатите 70 долларов. При этом физическое количество дисков не имеет значения. Единственное требование дисков не должно быть меньше, чем пять штук.
После этого на сайте CDBaby появится очень симпатичная страница-витрина, где, помимо, собственно, механизма для покупки диска и ссылки на официальный сайт музыканта (при условии, что он существует), покупателю будет предоставлена возможность скачать на пробу отрывки треков с диска.
В работе с CDBaby есть несколько очевидных плюсов. Во-первых, не нужно платить никакой абонентской платы. Компания берет фиксированную плату в размере 4 долларов за каждый проданный диск, т. е. если продавать свои диски по 12 долларов, музыканту из них остается 8. Это очень неплохо, особенно если учитывать, что обычно, заключая контракт со звукозаписывающей компанией, можно получить как максимум 23 доллара с каждого проданного диска.
Во-вторых, не нужно будет заботиться о том, каким образом проданный диск попадет к покупателю пересылку CDBaby берет на себя.
В-третьих, это реальная возможность начать продавать свои диски и получать за них реальные деньги.
В-четвертых, диск будет продаваться в одном из самых крупных сетевых магазинов.
Среди недостатков можно выделить, во-первых, необходимость обеспечения доставки дисков на склад CDBaby (возможно, придется воспользоваться службами экспресс-доставки). Во-вторых, этот сетевой магазин в первую очередь ориентирован на западных, прежде всего американских, покупателей. Это не всегда плохо, поскольку диск с удачно подобранным репертуаром в исполнении российского артиста вполне способен иметь серьезный успех у западных покупателей. Однако российские покупатели вряд ли смогут купить что-либо, поскольку почтовые расходы наверняка превысят стоимость самого диска. К тому же, у российских покупателей с посылками из-за рубежа всегда бывают трудности на таможне. В том числе и с посылками от онлайновых магазинов.
Вообще-то, для работы с российскими покупателями необходима специальная компания. Но, к сожалению, в России ничего подобного CDBaby до сих пор не появилось.
Прошедшим летом я беседовал об этом с генеральным директором компании «Софткей» Феликсом Мучником, и он, вроде бы, подумывал о том, чтобы запустить такой проект. Но, к сожалению, пока об этом ничего не слышно. А ведь при грамотном управлении такая затея наверняка могла бы стать достаточно выгодным предприятием.
Безусловно, подобный проект стал бы обслуживать не только и, возможно, даже не столько академических музыкантов. Но в данном случае, чем шире жанровые рамки, тем выгоднее для владельцев проекта. А для академических музыкантов хорошо было бы уже то, что они получили бы дополнительный простой и удобный способ популяризации своей музыки и, возможно, еще один способ заработать.
Причем, если CDBaby «всего-навсего» принимает платежи и пересылает диски покупателям, то в новом проекте можно было бы сделать сервис намного более разнообразным.
Прежде всего, российским покупателям должны быть доступны все варианты платежей, которые пользуются популярностью в нашей стране. От перевода через Сбербанк и, разумеется, платежа с помощью банковской карты, до использования достаточно экзотических видов чисто электронных платежей.
Часто бывает так, что есть качественная запись, но нет тиража дисков. Было бы неплохо, если бы возможно было отослать одну записанную болванку, после чего, при поступлении заказа, сервис сам произвел бы нужное количество копий и отослал их покупателям.
Кроме того, можно продавать не только готовые диски, но и отдельные звуковые файлы, что, конечно, обойдется покупателям дешевле. К тому же, если музыкант записал больше, чем один альбом, он мог бы закачать на сервер весь доступный музыкальный материал, после чего покупатель имел бы возможность выбрать, какие именно произведения и в каком исполнении он хотел бы видеть на приобретаемом компакт-диске.
Подобный проект, даже если бы он оказался просто «клоном» CDBaby, предоставил бы независимым российским музыкантам такие возможности, которых у них еще никогда не было. С моей точки зрения, идея настолько хороша, что, если только для нее возможно найти коммерческое обоснование, рано или поздно она обязательно найдет свое воплощение в реальности.
09.11.2004
|
Ваш отзыв автору
|