|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 12
В городском саду играет…
|
Где мы нашли деньги, чтобы пригласить Пласидо Доминго? Ну что вы! Это по культурному обмену. Да-да. А в Мадриде в это время выступит Децл.
Анекдот |
Мои музыкальные вкусы никогда не ограничивались одной только академической музыкой. Когда я иду по улице с наушниками в ушах, в них с равной вероятностью могут играть как фортепианные квартеты Брамса, так и «Битлз». Вот и сегодня, перед тем, как спуститься в метро, я зашел в ларек прикупить что-нибудь «невечное» на дорогу. Выбор пал на новый концертный альбом Андрея Макаревича и Оркестра креольского танго.
Спустившись по эскалатору и успев оценить приятное мягкое звучание записи, я вдруг вспомнил, что Макаревич и Оркестр в октябре, помимо всего прочего, выступали в Московском международном доме музыки. В том же месяце там играл и Павел Кашин. Тут же вспомнился и приснопамятный концерт Александра Малинина в Большом зале Московской консерватории, и производившие неизменный фурор выступления в различных московских залах Александра Торчилина
Послушав новый диск еще немного, я искренне удивился, в какую странную компанию моя память поместила Андрея Макаревича.
О вкусах, разумеется, не спорят, но лично я отношусь к его музыкальной деятельности с симпатией. Правда, на купленном диске я не услышал ни одной новой песни. Но это, полагаю, объясняется тем, что альбом вышел не для того, чтобы представить новый материал, а для того, чтобы запечатлеть атмосферу импровизации и живого общения
Во всяком случае, Макаревич никогда не казался мне человеком, у которого отсутствует чувство стиля.
Что заставляет в своем роде талантливых и, казалось бы, и так абсолютно успешных артистов пытаться осваивать новые площадки, которые, строго говоря, технически рассчитаны на совершенно определенный вид музицирования и это явно не рок-н-ролл? Торчилина еще можно понять им и такими, как он, вероятнее всего, движет простое тщеславие
В данный момент я говорю даже не о том, что необходимо оградить академические залы (особенно хорошие академические залы) от «непрофильной» музыки. В конечном итоге, вопросы программной политики залов лучше всего оставить на совести менеджеров. Интересно другое. С моей точки зрения, играть в таких залах рок-н-ролл, блюз и даже джаз не стильно! Я бывал на подобных концертах и всякий раз мне казалось, что в академическом зале не звучит и не слушается определенного рода музыка, которая в других условиях могла бы произвести намного более сильное впечатление. Саксофонист Игорь Бутман на основной сцене Большого театра это незабываемо!
Правда, многие музыканты, мои коллеги, часто считают иначе. Возможно, обсуждая подобные явления, следует предварительно договориться о том, что обозначает словосочетание «хороший вкус».
С другой стороны, честно признаюсь я не могу отыскать ни одной объективной причины для того, чтобы в БЗК не пел Александр Малинин, а в Светлановском зале Московского международного дома музыки не проводился финал чемпионата по бодибилдингу. Совершенно очевидно, что это вопрос денег. Если средств, выделяемых государством или меценатами недостаточно, культурным учреждениям нельзя отказывать в праве зарабатывать самостоятельно таким образом, каким они считают нужным и приемлемым для себя. Очень может быть, что чемпионат по бодибилдингу «меньшее зло», необходимое условие для того, чтобы мы также имели возможность посетить в ММДМ и концерты академической музыки.
И все же есть в происходящем что-то неестественное. Большое искусство талантливых артистов, вне всякого сомнения, нуждается в маленьком искусстве талантливых организаторов. Но чем дальше, тем меньше (во всяком случае, в Москве) сквозь концертные афиши видны такие организаторы. Напротив, складывается впечатление, что концертами занимаются люди, напрочь лишенные и вкуса, и чувства стиля, а на самом деле просто не увлекающиеся художественной стороной дела. Полагаю, здесь уместно будет сослаться на Роберта Шумана, заметившего однажды, что «без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего».
Впрочем, энтузиазма в нашей концертной жизни хоть отбавляй. Другое дело, что это энтузиазм специфический и, скажем так, узконаправленный. Если вы, конечно, понимаете, что я хочу сказать.
Нет ничего плохого в близком соседстве и даже смешении жанров самих по себе. Плохо, когда благодаря этому смещается целый ряд важных акцентов. Плохо, когда, издалека заметив афишу, не поймешь сразу, кто изображен на ней Максим Венгеров или какой-нибудь Рики Мартин.
Иными словами, плохо не то, что в большинстве западных газет специализированный раздел называется Art & Entertainment. Плохо то, что все чаще трудно увидеть, где art, а где entertainment.
02.11.2004
|
Ваш отзыв автору
|