|
Арбузный ломтик по средам № 4
Записки жизнелюба
|
Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни.
Бенедикт Спиноза |
Сразу определимся, что определение «жизнелюб», во-первых, не совпадает с известными «жизнелюбами» любителям игры «Жизнь», и, во-вторых, приведено как реакция на описываемые здесь явления виртуальной жизни, и по мере чтения слово это будет проступать все ярче. Четырех- или пятилетний ребенок обязательно спросит: «Мама, а я умру когда-нибудь?», и, не зависимо от ответа, будет размышлять на эту грустную тему и пронесет эти размышления через всю жизнь. Сильные, творческие, позитивно настроенные личности не зацикливаются на этом вопросе, отодвигая его в разряд просто интересных, другим же очень интересно все, что связано со смертью что будет после, как увековечить себя любимого, как прожить дольше других и т. п.
Самым сильным переживанием для невротических личностей являются рассуждения на тему типа «меня не будет, и вскоре все про меня забудут
» с впадением в депрессию или наоборот, в маниакальное желание прославиться, пусть даже славой Герострата. И для таких «пациентов» есть в Сети приятные уголки. Например, на сайте «Звездного альманаха» вы можете назвать своим именем звезду. Можно было и более материально заявить о себе в вечности. Например, собирались списки имен для записи на DVD-диск, который был отправлен на корабле, полетевшем на Марс.
Нет такой стороны реальной жизни, на которую не отозвался бы Интернет. То же и с грустными, но, к сожалению, неизбежными иногда хлопотами, связанными с похоронами. Продолжая рассматривать Интернет с точки зрения заявленной тематики, мы обнаружим целое скопление разных кладбищ (кладбище кладбищ). Начнем с самых невинных. Журнал «Эхо планеты» пятилетней давности пишет: «Когда у американца умирает любимое животное, он не остается один на один со своим горем. Особой популярностью пользуются электронные страницы в Интернете: „Виртуальное кладбище домашних животных“ и „Поддержка в горе по поводу потери любимца“. На „виртуальном кладбище“ скорбящие хозяева помещают эпитафии и фотографии ушедших из жизни собак, кошек, попугаев, игуан, крыс, ежиков, змей и даже козлов».
И не думайте, что это только «у них» есть и в русскоязычной Сети виртуальное кладбище домашних животных. Если ваша любимая крыса или попугай занемогут начинайте подыскивать местечко адрес найдете в поисковиках. Все правильно есть спрос появилось предложение. И не только для животных. Англичанин Питер Брайт создал интернет-кладбище. В первые же дни существования могильного сайта на нем похоронили двух человек. Этот материал интересен и, возможно, занимателен, но имеет изъян нет ссылки на эти самые кладбища, впрочем, вряд ли бы мы туда направились так просто, но для порядка ссылку надо давать. Как мы сейчас даем ссылку на заметку, рассказавшую о голландском интернет-проекте, позволяющему близким покойного, опоздавшим на похороны, наблюдать процедуру кремации.
И еще о виртуальных кладбищах. Причина их популярности имеет и экономическую подоплеку. Дело в том, что покупка земли для памятника и его создание в той же Японии (именно она считается родоначальницей ритуальных серверов) в наши дни может обойтись в несколько десятков тысяч долларов, что соотносимо со стоимостью хорошего автомобиля.
И еще одна в нашем невеселом списке кладбищенская новость. Похоронные бюро в Англии теперь наряду с традиционными способами поминовения усопших предлагают эти услуги через Интернет. В отличие от подобных американских сайтов, которые отличаются безвкусицей и назойливой рекламой, английский веб-сайт In Memory Of Virtual Memorial for your loved one выдержан в строгом стиле. Компания открывает веб-страницу, на которой родственники и знакомые покойного могут оставить свои соболезнования, просмотреть фотографии и видеозаписи.
И еще сообщение из Китая. По традиции каждый апрель в Китае начинаются дни поминовения близких, и китайские кладбища превращаются в центры паломничества. В прошлом году сразу несколько муниципальных ведомств для предотвращения скопления людей выпустили совместное заявление, призывая граждан поминать покойных в Интернете, сообщает столичная газета «Пекинская звезда».
Зигмунд Фрейд рассматривал два противоположных начала в характеристике любой личности это «эрос» тяга к жизни, творческое созидательное начало, и «танатос» тяга к смерти, к разрушению. Люди первого типа называются также «биофилами» из-за любви к жизни и созиданию, а второго «некрофилами». В чистом виде эти два начала встречаются очень редко, обычно в каждом из нас сидит самое затейливое их сочетание. Если вам знакомы люди, проявляющие болезненный интерес к похоронам, к разглядыванию останков и могил, к моргам и всяким телевизионным страшилкам то это проявление этого самого «танатоса».
Само по себе это не плохо или хорошо, главное, чтобы эта подсознательная привязка не вылилась в сознательные жизненные установки. Авторитетный психолог на вопрос, почему все телепрограммы заполонили боевики с бесконечными сценами насилия, ответил, что таким образом зрители освобождаются от заложенной в подсознании скрытой агрессии. Если поверить этому довольно спорному оправданию бесконечному потоку киногадостей, не имеющих отношения к искусству, то можно рекомендовать посетить странички, посвященные смерти. С той же единственной высокой целью разрядить тлеющий в подсознании «танатос».
Одним из первых воспользовался притягательным зловещим именем Валерий Савчук, открывший нашумевший три года назад проект «Виртуальное кладбище „Новые литераторские мостки“». Почти все сетевые журналы отметили тогда необычность проекта. Но в последнее время сайт не обновляется, затерявшись среди новых более ярких любителей смерти.
И самым заметным из них будет, конечно, «Анатомический театр Морбида». Зайдите на вас повеет ужасом от загробного оформления (кстати, безупречно выполненного), от специально подобранных мрачных цитат и манеры подачи материала. И это эпатажное вызывающее обрамление соответствует предлагаемому содержанию «Анатомический театр кино», «Эхи в ухе» о музыке, «О тщете всего сущего» философский надрез ткани бытия, «Never mind» всякая всячина.
Начинаете знакомиться, читать и постепенно проникаетесь чувством, что не только умно и достоверно, но и пронизано юмором и иронией. И первоначальный страх (если и был), точнее настороженность к мрачному настрою, растворяется в предложенном автором интеллектуальном жонглировании, порой довольно остроумном. А когда узнаете, что корреспондента Гогу Умрулия, пытавшегося взять у Морбида интервью, он превратил в большого черного таракана, то невольно начинаете ощупывать себя, спрашивая а что же будет с посетителями Театра?
Второй рекомендуемый скрытым любителям-некрофилам адрес не столь изощрен интеллектуально, но сделан добротно по всем меркам популярного ресурса. Сайт «Реквием.Ru помни о смерти» создан и поддерживается агентством «Информационные ресурсы». На сайте представлено большое количество информации о погребальном деле, похоронном искусстве, обрядах и обычаях, связанных со смертью, рассматриваются правовые вопросы, вопросы религии и смерти вообще. Все подобрано со знанием дела (не поднимается рука написать с любовью), но не хочется призывать, как обычно, представляя интересный адрес, «непременно зайдите», вовсе не обязательно, лучше почитайте анекдоты на «Омен.Ру».
Все, что вы прочитали выше невинные цветочки перед тем невероятным до дикости сообщением, которое вы сейчас узнаете. Идея Пола Кинселла заключается ни много ни мало в организации одностороннего почтового сообщения с
загробным миром. В двух словах подыскивается смертельно больной человек, согласившийся участвовать в затее. Он тщательно заучивает имя адресата и текст послания ему. То есть, после смерти он обещает разыскать «там» адресата и все ему передать.
Затея просто дикая, не укладывается ни в какие рамки морали и мировосприятия. Где гарантия, что «там» что-то есть вряд ли в это уже кто-то верит, не переселилась ли душа адресата в тело попугая сколько религий, столько и заморочек. Ответ не гарантируется в любом случае. Иначе говоря, все вроде бы честно и пристойно. И все же
Все же какое-то смутное ощущение кощунства происходящего остается. (Источник «Компьютера-онлайн».)
Есть ли у Пола и его коллег моральное право запускать такого рода сервис? Или он органично вписался в кладбищенские и прочие мертвецкие ресурсы, потакая заложенному в подсознании посетителей «танатосу»? Ответом должна служить цитата из работ Бенедикта Спинозы, вынесенная в начальный эпиграф.
24.03.2004
Теги: Интернет
раздумья
|
Ваш отзыв автору
|
|
|