|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 9
Кто нас разбудит?
|
So don’t become some background noise
A backdrop for the girls and boys
Who just don’t know or just don’t care
And just complain when you’re not there.
Queen (Roger Taylor), Radio Ga Ga
|
Когда я буду покупать себе новый музыкальный центр (потому что иметь дорогую систему «из блоков» мне никогда не хотелось), главным условием будет наличие в нем таймера. То есть будильника.
Вообще-то вставать до 11 утра я ужасно не люблю. Тем не менее, жизнь такая штука, что рано просыпаться приходится довольно часто. В таких случаях для того, чтобы день прошел, как надо, мое утро просто обязано удовлетворять нескольким условиям.
Прежде всего желательно, конечно, не проспать, а после душа иметь возможность в спокойной обстановке выпить кофе и выкурить одну-две сигареты. Хотя вообще-то, у кого как, а лично у меня утро начинается с будильника.
Обычными будильниками я не пользуюсь уже давно. Как правило, меня будит радио. Привычка слушать его именно по утрам возникла еще в детстве: пока я завтракал перед школой, у нас на кухне обычно работал приемник. Потом родители подарили мне музыкальный центр, и с тех пор по утрам, пока я готовился к выходу из дома, у меня всегда что-то играло.
Сейчас я иногда думаю, что утреннее радио-шоу для меня это что-то вроде окна. Обидно проснуться утром и не иметь возможности посмотреть в окно, чтобы узнать, какая на улице погода. Во время завтрака я обычно снова смотрю в окно: есть ли пробка на Садовом кольце? С радио такая же история только это окно другого типа. Я все еще дома, но уже готовлюсь к тому, чтобы начать дышать воздухом города, влиться в толпу или поток машин.
Так или иначе, для меня важно, чтобы утром, перед уходом на работу или по делам, я имел возможность включить радио. При этом хорошо, если о погоде будут сообщать где-нибудь раз в полчаса, о новостях раз в час, и только о самых важных, а остальное время будет отдано приятной музыке и ненапряженному разговору ведущих, обладающих здоровым чувством юмора.
Когда-то я очень жалел, что на радио «Орфей» не существует утреннего шоу. Мне и до сих пор кажется, что академическая музыка прекрасно впишется в такой формат. Разумеется, ставить произведения целиком не получится надо будет ограничиваться отдельными частями. Но это не так страшно. Зато представьте, как чудесно: утром музыкальный центр включает по таймеру радио, а там играет какая-нибудь часть из «Времен года», что-то из симфоний Моцарта или квартетов Гайдна
Кстати, прекрасно слушался бы ранний камерный Бетховен. Даже Бах, Шостакович и Шнитке написали кое-что для такой программы. А если по ходу дела обо всей этой музыке еще и ненавязчиво рассказать
И вот на таком фоне один, а то и двое ведущих (хохмить все-таки проще вдвоем!) разговаривают о том, о сем, принимают звонки от слушателей, проводят опросы, иногда беседуют в студии с гостями
По-моему, совершенно шикарно получилось бы.
Думаю, что общая убежденность в том, что академическая музыка никому не нужна фикция. Больше чем уверен: такая утренняя программа завоевала бы достаточно ощутимую часть «кофейной» и «автомобильной» аудитории. Причем именно ее взрослую и состоятельную часть, так что крутить рекламу в этой программе было бы вполне логично. Более того: на какое-то время эта программа наверняка бы стала еще и очень модной.
В настоящее время мне известно как минимум об одном таком шоу: Music & Company на канадском канале CBC Radio Two, которое ведет Том Ален (Tom Allen). К сожалению, утро в Канаде и утро в России вещи несколько разные, иначе, за отсутствием отечественного аналога, я бы с удовольствием слушал по утрам передачу Тома Алена. Кстати говоря, если позволяет время и качество связи, эту программу всегда можно послушать через интернет с 14 до 18 часов по московскому времени.
К сожалению, радио «Орфей» было и остается слишком консервативным (или слишком равнодушным?) для того, чтобы запустить такую программу. В ближайшее время в Москве должна начать вещать радиостанция «Культура». С точки зрения формата это, вероятно, будет гораздо более «продвинутая», чем «Орфей», станция. Однако, насколько мне известно, такого явления, как «утреннее шоу», в сетке радиостанции «Культура» нет.
Речь, разумеется, не идет о том, что некая специальным образом оформленная утренняя программа является обязательным атрибутом хорошей радиостанции. Однако реальность в настоящее время такова, что молодежь в основном слушает радио и смотрит телевизор. И у «культурных» телеканала и радиостанции, если они, конечно, вообще рассматривают молодежь в качестве части своей аудитории, пока что элементарно нет технической возможности устанавливать в эфире свои законы. Прежде, чем такая возможность появится, им придется взять на вооружение те формы, которые уже доказали свою привлекательность в сегодняшнем эфире.
В какой-то момент исчезла даже надежда на то, что на одном из центральных каналов прозвучит хотя бы секунда академической музыки. Не нравится «Лебединое озеро»? Вызывает плохие ассоциации? Что ж, теперь мы имеем возможность наслаждаться «утей-путей» и «джагой» круглые сутки.
При этом можно сколько угодно вслух возмущаться вопиющей бездуховностью и узостью запросов подрастающего поколения, вызывая его, поколения, раздраженные усмешки. Но мне хотелось бы верить, что, возвращаясь в свои кабинеты, редакторы «культурных» СМИ продолжают вынашивать планы по завоеванию молодежной аудитории. Сделать это можно, не повторяя вновь и вновь, чего молодое поколение «не хочет», а что оно «должно бы», и не выпуская дурацкие серии видеоуроков о нравственности для школ с героями, которые неизвестны или неинтересны школьникам. Сделать это сегодня можно, уже лишь воспользовавшись теми формами и тем языком, который будет понятен и близок нашим подросткам.
Меня в первую очередь волнуют именно подростки, поскольку я знаю, что многие взрослые люди сегодня самостоятельно начинают интересоваться хорошей музыкой, так же, как и хорошими книгами, хорошими фильмами и т. п. Но не следует забывать, во-первых, о том, что сегодняшние «взрослые люди», даже те, которым не больше тридцати, воспитывались в несколько другой обстановке.
Во-вторых, эти взрослые испытывают сегодня колоссальный дефицит информации. Я знал многих людей, которые и хотели бы сходить на хороший концерт, но не знают, на какой именно, что лучше послушать, в каком исполнении и так далее. Традиционные СМИ не предлагают никакой полезной информации для тех, кто хотел бы узнать об академической музыке больше. Немногие специализированные газеты, журналы и программы вызывают у начинающего стойкое ощущение, что все это «не его ума дело». И это колоссальный просчет в первую очередь профессионалов, работающих в области музыкального образования и просвещения.
Что же касается тех, кому «за тридцать» будет лишь через пару десятков лет, то они растут в то время, когда никто и не пробует донести до них иную музыку, кроме той, которую они слушают по собственной инициативе. Вероятность того, что они когда-либо заинтересуются «другой» музыкой, невелика и напрямую зависит от того, что мы предпримем для этого сегодня.
Начать можно хотя бы с запуска утреннего шоу.
12.10.2004
Теги: классическая музыка
радио
|
Ваш отзыв автору
|