|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 7
Не о любви
|
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
И. В. Гете. Фауст |
Одно-единственное определенным образом разложенное на рояле сверху вниз ля-мажорное трезвучие будит во мне целый сонм воспоминаний. Это не память о конкретном человеке или каком-либо конкретном событии. Это память о времени, когда я встретил многих людей, ощутимо повлиявших на меня, память о водовороте событий, оставивших неизгладимый след в моей душе. Возможно, в то время я думал иначе, но сегодня не могу вспомнить из того времени ничего, что не имело бы отношения к музыке. Именно тогда я научился любить и понимать музыку, именно тогда я понял, что занимаюсь тем, что для меня по-настоящему важно и интересно. Не благодаря этому трезвучию, нет. Просто так вышло, что оно прозвучало в такое время и так, что осталось со мной, кажется, на всю жизнь.
Записки на манжетах Скачать запись Квинтета Дворжака в исполнении Квартета Большого театра (при участии автора этой колонки) можно с этой страницы. Это, конечно, не Бородинцы, но, зато, в некоторых случаях может оказаться быстрее, чем идти в магазин за диском. ;)
У каждого из нас есть мелодии, которые связывают нас с тем или иным временем. Такие ассоциации почти невозможно уничтожить. Бывает, пройдут годы, но внезапно налетевший осенний запах, случайно подслушанная гармония разбудит в памяти что-то, что, вроде бы, было забыто и ушло навсегда. Иногда кажется, что это связано с какими-либо романтическими воспоминаниями, с первой или с какой-нибудь там по счету любовью. Хотя на самом деле речь, конечно, вовсе не о любви, а, скорее, об общей атмосфере времени и о том, как, порой, забавно работает наша память. Такие воспоминания очень важны. В каком-то смысле мы целиком состоим из такого рода воспоминаний.
В моем случае такой «знаковой» музыкой является Второй фортепианный квинтет Дворжака в исполнении Святослава Рихтера и Квартета им. Бородина. Я очень часто рекомендую эту запись своим знакомым. А теперь хочу порекомендовать ее и всем читателям «Обертонов».
В концертах это произведение исполняется не очень часто, хотя и вовсе забытым его не назовешь. Но прежде, чем слушать Квинтет в концерте, я искренне советую купить диск и сначала послушать его. Музыка Дворжака совершенно изумительная. Я даже не стану пытаться подобрать какие-то эпитеты для ее описания. «Искренняя», «пронзительная» все это так, но все же словами не выразить того ощущения, которое охватывает при ее прослушивании. Будто бы вспоминаешь о каком-то невыразимо прекрасном сне. О чем-то, чего никогда еще не было в твоей жизни. А может, и было, но ушло безвозвратно. Но понимание того, что чудеса случаются, неизбежно наполняет сердце радостью.
Впервые я услышал Квинтет именно в исполнении Рихтера и Бородинцев. Мне кажется, это именно тот случай, когда успех сочинения принадлежит исполнителям ровно наполовину. Так или иначе, всякий раз, когда приходится слушать этот квинтет в другом исполнении, мне всегда чудится какой-то обман. Как будто вместо хорошо знакомого человека общаешься с двойником.
Иногда я даже проверяю людей по их отношению к этой записи. И, если человек мне нравится, всегда очень боюсь узнать о результатах «теста». Время показало, что, помимо всего прочего, я нашел для себя отличную «лакмусовую бумажку» по выявлению потенциальных единомышленников.
Думаю, что имя Святослава Рихтера известно подавляющему большинству читателей. Говоря о таких людях, даже с уважением, всегда рискуешь оказаться в положении «моськи».
Что касается Квартета им. Бородина, то, для меня, это почти такая же легенда XX века, как и Рихтер. В 2005 году коллектив отметит свое 60-летие. Правда, из первоначального состава в нем остался лишь виолончелист, Валентин Берлинский. Собственно, существовало три состава Бородинцев: первый «старый» состав (Р. Дубинский, Я. Александров, Д. Шебалин, В. Берлинский), второй «старый» состав (М. Копельман, А. Абраменков, Д. Шебалин, В. Берлинский), с участием которого и сделана запись Дворжака, и нынешний состав Р. Агаронян, А. Абраменков, И. Найдин, В. Берлинский.
Хорошо помню первое знакомство с творчеством Бородинцев. Зимой, кажется, 1991 года мы с однокурсниками пришли в Малый зал. Помню, что Квартет в том числе играл «Мимолетности» Прокофьева. Я сидел на балконе со своим другом. До этого мы с ним никогда Бородинцев не слышали, и вообще на тот момент имели довольно смутное представление о камерной, в том числе и квартетной, музыке.
После концерта мы встретились в гардеробе с одной нашей знакомой (в которую, кстати, мой друг был тогда влюблен) и стали обсуждать услышанное. Это было время, когда мы только начинали свое знакомство с академической музыкой, а знакомая, хоть и была нашей однокурсницей, знала о музыке раз в десять больше нас с ним вместе взятых. Тем не менее, я имел неосторожность прямо заявить о том, что Бородинцы мне не понравились. Уж не помню, почему. Но, наверное, если бы я сказал, что иногда ем людей, знакомая удивилась бы меньше.
После этого я побывал на многих концертах Квартета, и вскоре изменил точку зрения. Бородинцы стали одним из моих идеалов. Собственно, на протяжении всего времени обучения в училище и консерватории, я довольно вяло посещал квартетный класс, поскольку решил для себя, что никогда не стану профессионально играть в квартете.
Возвращаясь к записи Квинтета Дворжака, хочу заметить, что Рихтер с Бородинцами записали его как минимум два раза. Обе записи, которые у меня есть записи с концертов. На фирме «Мелодия» вышла запись, сделанная в Большом зале Московской консерватории 25 апреля 1983 года. Обложка этого диска приведена в качестве иллюстрации к этому выпуску. Вторая запись на самом деле является первой, поскольку сделана 31 декабря 1982 года. Просто я ее купил намного позже, и поэтому всегда апеллирую к ней, как ко «второй». Выпущена она фирмой Yedang Classics в серии Pipeline. На этом диске также записан и Первый фортепианный квинтет Дворжака, однако это музыка гораздо менее интересная.
Кстати, существует и видеоверсия концерта 31 декабря. Иногда я вижу отрывки из нее по телевизору, хотя целиком ее, кажется, не показывают никогда. И в продаже я тоже ее ни разу не видел.
Одно время в Москве также продавались два квинтета Дворжака с Рихтером и Бородинцами, выпущенные фирмой Olympia. У меня этого диска нет, но я предполагаю, что это та же запись с концерта 31 декабря.
Какую запись купить не так важно. Лично мне было очень интересно поставить обе записи подряд и постараться услышать, изменилось ли что-нибудь за 4 месяца, прошедших между концертами. Могу сказать одно: обе записи выдающиеся, и я уверен, что, послушав какую-нибудь из них раз, вам захочется слушать их снова и снова.
* * *
Начиная писать эту колонку, я думал, что хочу написать о выдающейся записи ля-мажорного фортепианного квинтета Дворжака. А получилось так, что я больше написал о том, какие мысли и воспоминания будит во мне эта запись. Все дело в том, что, когда я рассказываю о ней, часто говорю, что если бы меня отправляли на необитаемый остров и позволили взять с собой одну-единственную музыкальную запись, я безо всяких колебаний выбрал бы именно эту. Отчего-то она мне очень близка.
Однако может случиться и так, что на остров можно будет взять с собой несколько дисков. Я отлично знаю, какие именно записи я возьму в этом случае все они есть у меня дома и практически каждая из них до сих пор продается в музыкальных магазинах в том или ином виде. Пожалуй, придется потратить некоторые из будущих выпусков «Обертонов» на то, чтобы рассказать об этих записях. Не потому, что я готов сообщить о произведениях или исполнителях что-то, чего бы читатели не могли узнать из других источников. И даже не потому, что это лучшие записи всех времен и народов. Просто мне очень нравятся эти записи, и я уверен, что если вы услышите определенные произведения в определенных исполнениях, ваша жизнь станет чуть полнее и интереснее. Возможно даже, что какая-то из этих записей оставит в вашем сердце такой же след, какой в моем оставил Второй квинтет Дворжака с Рихтером и Бородинцами.
28.09.2004
Теги: Дворжак
классическая музыка
|
Ваш отзыв автору
|