|
История слов по понедельникам с Максимом Руссо № 66
Мыслильня
Комедия Аристофана «Облака» высмеивает афинских софистов. Главным героем ее Аристофан сделал Сократа. В реальности интересы Сократа были далеки от софистов, но его имя было на слуху, вот и попал он в эту комедию. Аристофановский Сократ, подобно софистам, доказывает путем умозаключений, что богов на свете нет, а также обсуждает важные вопросы вроде такого: гортанью или задницей пищит комар?
Дом Сократа, где он беседует со своими учениками, Аристофан назвал выдуманным им словом φροντιστήριον. Оно образовано от глагола φροντίζω ‘думать, размышлять’. В переводе «Облаков» на русский язык, сделанном Адрианом Пиотровским, слово φροντιστήριον передано как «Мыслильня» («Мыслильня это для умов возвышенных. Здесь обитают мудрецы»). В этой «Мыслильне» Сократ, как самый возвышенный ум, устроился в подвешенном к потолку гамаке («Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил» — говорит он).
В дальнейшем придуманное Аристофаном слово встречается редко. Вновь мы видим его уже в римскую эпоху. Его употребил Лукиан (120 г. — 180 г., то есть со времен Аристофана прошло около 500 лет) в труде «Нерон» в значении ‘комната для занятий, рабочий кабинет’. У Диона Кассия (155 г. — 235 г.), автора «Римской истории», слово φροντιστήριον однажды использовано для перевода латинского Curia — в значении ‘здание заседаний Сената’.
Также промелькнуло слово φροντιστήριον в сочинении Филострата Старшего (170 — 250 г. н. э.) «Жизнь Аполлония». Это биография философа Аполлония Тианского, написанная весьма занятно. Философские рассуждения в ней соседствуют с описаниями стран, по которым путешествует Аполлоний, рассказами о диковинах. Герой книги побывал и в Индии, вот тут-то словом φροντιστήριον названа обитель индийских мудрецов (то есть то, что известно знатокам индуизма под названием «ашрам»). В третьей книге «Жизни Аполлония» описывается, как герой расстается с индийскими мудрецами: «Обняв его на прощанье, <…> отправились они назад в свое думное место» (перевод Е. Г. Рабинович).
В письмах христианского ритора и богослова Прокопия из Газы (ок. 475 г. — ок. 528 г.) слово φροντιστήριον встречается в значении ‘аудитория, классная комната’. В папирусном фрагменте IV века н. э. — в значении ‘зал суда’.
Казалось бы, это редкое слово должно забыться, но неожиданно в византийскую эпоху оно получило вторую жизнь. Следует сказать, что византийские книжники — христиане, более того, в большинстве своем священники и монахи почему-то любили юмор язычника Аристофана, хотя он порой довольно бывает довольно пикантный. Комедии Аристофана часто переписывали. Не случайно он оказался единственным представителем древней аттической комедии, чьи произведения дошли до нас полностью, а не в отрывках, причем доля сохранившихся комедий довольно велика (11 из 40, сравните с 18 из 92 трагедий Еврипида, 7 из 123 — Софокла, 7 из 90 — Эсхила).
Понравилось монахам и слово φροντιστήριον, и они стали употреблять его в значении ‘небольшая церковь, часовня’ — ведь это тоже место для размышлений, на этот раз размышлений о божественном.
Снова стали использовать φροντιστήριον и в значении ‘место, для учения’. Более того, оно вошло в историю греческой культуры, когда получил название «Трапезундский Фронтистерий» (Φροντιστήριο Τραπεζούντος) — греческое учебное заведение, в принадлежавшем туркам городе Трабзон (греч. Трапезунд) на южном побережье Черного моря. «Фронтистерий» был основан в 1682 году. Его основателем был Севастос Киминитис (Σεβαστός Κυμινήτης, 1630 — 1703), видный греческий педагог, ранее возглавлявший Академию Константинопольской патриархии, а в конце жизни руководивший Академией в Бухаресте, основанной господарем Валахии Константином Брынковяну.
«Трапезундский Фронтистерий» стал крупный центром греческого образования и культуры в Османской империи. Особенно высоко поднял уровень обучения Савва Триантафиллидис, возглавивший учебное заведение в 1817 году. Во второй половине XIX века турецкие власти часто допускали к преподаванию в «Фронтистерии» ученых, получивших образование в Афинах (к тому времени, уже в независимой Греции). Один из них, Перикл Триантафиллидис, сын Саввы, преподававший классическую философию, собрал в Трапезунде ценные записи диалекта понтийских греков. В ноябре 1921 года, когда шла греко-турецкая война «Фронтистерий» закрылся. В 1923 году после окончания войны был произведен обмен населением, греки массово покинули Турцию, и «Трапезундский Фронтистерий» уже не возродился. По сей день сохранилось здание, где он располагался с 1902 года, сейчас в нем турецкая школа.
В новогреческом языке φροντιστήριο(ν) стало обозначать курсы подготовки к поступлению в гимназию или университет. Сейчас так обычно называют подготовительные курсы для старшеклассников.
27.11.2010
Теги: греческий язык
история слов
семантические переходы
|
Ваш отзыв автору
|
|
|