Цифра по четвергам с Артемием Ломовым № 7
Техника на грани фантастики
Нынче на весь Рунет знаменит ЖЖ Александра Попова AKA Руссос — фотографа, специализирующегося на съемках станций, тоннелей и прочих сооружений метрополитена, строящегося метро, пейзажей в стиле индастриал и городских пейзажей. Как я понимаю, сегодня Руссос трудится на два фронта — Мосметрострой и Студию Артемия Лебедева, в последней работая над подготовкой материалов для сайта metro.ru.
Руссос многого достиг как фотограф — ну, скажем, его персональные фотовыставки проходили в вестибюлях станций московского метро и в галерее «Самолет» (ну, то бишь, в салоне единственного оставшегося в живых самолета на территории ВДНХ — Як-42); открытки на основе его фотографий продает Студия Лебедева…
Руссос сделал себя сам, всю дорогу занимаясь тем, что ему самому по душе. Не скрою, что с Сашей мы знакомы лично, и познакомились мы достаточно давно, более девяти лет тому назад, на почве общего увлечения метрополитенами — в ту пору, пока мне было еще не лень сопровождать свои сайты voices.metro.ru и sights.metro.ru, а Руссос вовсю занимался собственным проектом metromost.narod.ru. Тогда мы оба были вольными студентами и нередко осуществляли какие-нибудь совместные вылазки — кое о чем даже сохранились упоминания в древних летописных источниках. :-)
(У Саши отец — фотограф, но я не склонен полагать, что именно этот факт стал определяющим для Руссоса в выборе жизненного пути. Я бы не стал утверждать, что тогда, в начале 2000-х, Саша с огромным энтузиазмом относился к фотосъемке. Во всяком случае, по разным городам-весям и стройкам пятилеток мы частенько болтались с ним даже и вовсе без фотоаппаратов.)
Наши пути, однако, разошлись. Я со временем потерял интерес к метрошной тематике, а Саша — напротив, не потерял, но даже приумножил. В последний раз мы с ним виделись два года тому назад на церемонии награждения победителей первого конкурса WebHiTech, состоявшейся в бывшем военном бункере на глубине 65 метров под землей. Я охладел к подземельям настолько, что даже сама идея проведения мероприятия в этом самом бункере принадлежала отнюдь не мне (председателю оргкомитета конкурса), как многие могли бы подумать, а моим коллегам-соорганизаторам. :-) Руссос, конечно же, удостоил наше мероприятие своим замечательным фоторепортажем.
Название Сашиного журнала — MetroDream by Russos — может кого-то сбить с толку, но я авторитетно заявляю, что в этом журнале огромное количество сногсшибательных фотографий далеко не только о метро.
Это даже не попытка обзора — это просто частные тронувшие меня примеры творчества Руссоса, демонстрирующие его огромный талант к тому, чтобы незаурядно снимать обыденные вещи. Подобных постов в ЖЖ Руссоса хватит на год непрерывного любования. Хочу заметить, что постов, не относящихся к тематике метрополитена, у Руссоса в ЖЖ очень много, хотя относящихся, конечно, еще больше. :-)
Эх… Вообще-то сегодняшнюю колонку я обещал посвятить, если кто помнит, отнюдь не примерам чьего бы то ни было творчества, а размышлениям о пропорциях технического и творческого начал в фотографии. Но, начиная вспоминать «технарей» от фотографии, Руссоса невозможно было обойти вниманием — его работы и просто высказываемые в постах мысли весьма существенно повлияли и продолжают влиять на меня. Сашин ЖЖ — это один из немногих ресурсов, куда я захожу практически каждый день.
Коль скоро уж я сбился с намеченного курса (попробую вернуться на путь истинный в следующий раз), приведу тут еще несколько ссылок, напрямую не относящихся к творчеству Руссоса, но почерпнутых из его ЖЖ.
Прежде всего хочется обратить внимание читателя на пост «Интересные друзья», в которых Руссос рассказывает о некоторых своих ЖЖ-френдах, многие из которых — тоже фотографы. В наибольшей степени из перечисленного там меня покорил ЖЖ Дмитрия Чистопрудова — гения панорамной фотографии, как отзывается о нем Руссос. Приобщение к творчеству Дмитрия рекомендую начать с просмотра вот этого совершенно крышесносящего поста о технологии создании интерактивной панорамы с видом Останкинской башни сверху.
Запал мне в душу и еще один пост. Когда-то Руссос опубликовал в своем ЖЖ сканы изданного в СССР альбома с видами Москвы 1979 года. К этим фотографиям сразу же воспоследовали комментарии от особо одаренных натур в том ключе, что, мол, панорамы склеены со швами, горизонт на некоторых кадрах завален и т. п.
К хорошему, конечно, быстро привыкаешь… Цифровая фотография вкупе с цифровой же пост-обработкой позволили добиться запредельной техничности получаемых изображений. В наше время нестыковка частей панорамы на один пиксель — недочет. Горизонт, заваленный на полградуса — непростительная ошибка. Вертикаль, едва подающая признаки «падения» — повод для обвинения автора фотографии в криворукости. Но стало ли фотографическое творчество на фоне всего этого более душевным, принесло ли больше счастья людям? Сдается, что нет. Шедевры Картье-Брессона, снятые самой простой по нынешним меркам аппаратурой, «теплые ламповые»… тьфу, пленочные фотографии по-прежнему в цене.
Собственно, эту мысль можно рассматривать как начало нашего разговора на обещанную мной тему «техника и искусство»… Прошу заметить, что я настаиваю именно на формулировке «и искусство», не приемля вариант «vs. искусство». Кем бы ни был фотограф — «технарем», документалистом, художником — если он настоящий мастер, он не должен возводить ни одно из обсуждаемых начал в абсолют, не должен противопоставлять их, а должен, наоборот, разумно сочетать их в рамках своего жанра. И терпимо относиться к другим жанрам, пусть даже лично ему не близким.
27.09.2010
Теги: MetroDream
Russos
Александр Попов
городской пейзаж
Дмитрий Чистопрудов
индастриал
метро
панорамная фотография
Руссос
техника фотографии
фотовыставка
фотограф
|