Цифра по четвергам с Артемием Ломовым № 1
Возвращение блудного сына
И снова здравствуйте. Подозреваю, что для большинства сегодняшних читателей «ИнфоБума» я совершенно незнакомый человек, однако все-таки не теряю надежды на то, что кто-нибудь до сих пор еще помнит меня по колонкам «Веб-анатомия по воскресеньям…», которые я вел здесь давным-давно, в 2004—2005 годах.
«Веб-анатомию…» я приостановил по той простой причине, что мне предложили написать книгу, да и основная профессиональная деятельность при этом отнюдь не спряталась от страха под диван. В общем, на сочинение колонок уже банально не оставалось сил, а жертвовать качеством текстов мне не хотелось. С тех пор много воды утекло. Спустя год после первой вышла вторая книга; затем последовали вполне осязаемые планы написать и третью, но, к сожалению, не срослось. (Договор с издательством уже был заключен, но мы дважды переносили сроки сдачи рукописи, а потом я сдался и попросил этот договор расторгнуть к чертям собачьим, чтобы сие обязательство не висело над моей головой дамокловым мечом.) В 2008 году я организовал конкурс технологического совершенства сайтов WebHiTech — грядущей осенью он будет проводиться уже в третий раз.
История моего возвращения в «ИнфоБум» началась с того, что несколько дней тому назад Александр Малюков AKA CAM высказался в закрытом списке рассылки для авторов колонок (на который я был подписан в течение всего периода своего молчания) в том ключе, что, мол, проект немного «закуксился», и не мешало бы привлечь в него новых авторов. На что я, всегда будучи в глубине души авантюристом (ну и, очевидно, ситуацию изрядно усугубил еще и факт перегрева моей черепушки под московским солнышком, которое этим летом выдалось уж чересчур навязчиво ласковым), откликнулся с предложением попробовать открыть в рамках «ИнфоБума» новую колонку — на этот раз про фотографию.
По правде говоря, история моего возвращения началась гораздо раньше — практически с того момента, когда я принял решение заморозить «Веб-анатомию…». У меня то и дело возникали разные интересные мысли, которыми я хотел бы поделиться с общественностью, и формат авторских колонок на «ИнфоБуме» был бы для этого идеален. Однако я понимал, что на строго периодические выпуски меня точно уже не хватит, а выступать раз в год по обещанию — только душу травить. Так уж получилось, что веб-разработка за долгие годы мне приелась, стала эдакой каждодневной обыденностью, и рассказывать о ее премудростях с тем же воодушевлением, что и пять лет тому назад, у меня сейчас не получается. Зато вот о фотографии теперь могу разглагольствовать часами. Надеюсь, что размышлений на эту тему, роящихся в моей неспокойной голове, вполне хватит на вполне добротную серию авторских колонок, которая будет не хуже, чем «Веб-анатомия…». Так что прошу любить и жаловать. :-)
Коль скоро я выбрал для своей первой колонки жанр исповеди, расскажу немного о своих взаимоотношениях с фотографией.
Как я уже заметил в аннотации к выпускам, я не считаю себя профессиональным фотографом — в том смысле, что не рассматриваю занятие фотографией как основной источник дохода, как способ заработать. Более того, если кто-нибудь спрашивает у меня разрешения на использование какой-либо работы (которую я сделал ранее для себя лично) в целях, скажем, публикации в СМИ — я обычно просто дарю вопрошающему эту фотографию, не требуя ничего взамен. Наверное, меня можно называть продвинутым любителем: фотография для меня — это занятие для души. Хотя в той же аннотации к колонкам я не преминул отметить и тот факт, что в «занятия для души» многие люди зачастую вкладывают гораздо больше этой самой души, нежели в свою повседневную профессиональную деятельность. Наверное, на данный момент этот тезис вполне справедлив для любовного треугольника, вершинами коего являемся я, фотография и веб-разработка…
Если честно, формулировка «профессиональный фотограф» мне вообще не слишком-то нравится. Ну, прежде всего, потому, что фотограф — понятие растяжимое. Это может быть и фотохудожник, и фоторепортер, и ремесленник, зарабатывающий на хлеб конвейерной съемкой свадеб или учеников в школах. «Профессиональный фотохудожник» — звучит, на мой скромный вкус, вообще нелепо. Хуже только «профессиональный поэт». Ну, «профессиональный фоторепортер» — еще туда-сюда. Впрочем, не буду вас пока утомлять этими измышлениями: пропорции техники и творчества в работе фотографа и многие другие сопутствующие вопросы мы еще успеем обсудить темными и промозглыми осенними вечерами.
На своем персональном сайте я отмечаю, что фотография вообще, ну, как явление, притягивает меня довольно давно. Наверное, это продолжается всю мою сознательную жизнь. Самостоятельные целенаправленные опыты в сфере, скажем так, отвлеченных съемок, не преследующих вынужденные цели фиксации тех или иных объектов или событий (ну, тут я немного стесняюсь называть это словами «художественная фотография»), я начал ставить с 2005 года, с тех пор, когда обзавелся первой более-менее подобающей для этого камерой.
До той поры я, разумеется, держал в руках много разных фотоаппаратов. Совсем уж в зеленой юности это были отцовский «Зенит-Е» и подаренный тетей «Агат-18». Оба до сих пор живы. Потом, скажем, можно припомнить то, что на своем сайте «Метро не с первого взгляда» я размещал сделанные элементарной пленочной «мыльницей» фотографии, документирующие различные особенности вагонов и станций метрополитенов. Дело было порядка десяти лет тому назад. Спустя пару лет после консервации этого проекта я купил себе первую цифровую «мыльницу» с 1,3-мегапиксельной матрицей — у камер мобильников в наши дни характеристики лучше… Но все это, конечно, нельзя воспринимать всерьез. Хотя даже сейчас у меня иногда возникает соблазн отсканировать некоторые кадры, снятые на пленку в окрестностях начала века. Иногда среди них попадаются дельные с художественной точки зрения работы (пусть техники там никакой, зато в композиционном плане карточки попадаются вполне интересные; ну и некоторой документальной ценностью — сколько ведь лет-то уже прошло — они обладают).
Сейчас редко какая неделя у меня обходится без фотопрогулки, хотя бы небольшой. Опять же, на своем личном сайте я написал вот что: «Иногда мне начинает казаться, что если я еще лет пять примерно в таком вот режиме буду набивать руку — то фотография вполне может стать в перспективе моим основным занятием в жизни. Ибо это гораздо более спокойная деятельность, да и, рискну быть высокопарным, искусство вечно, а, будучи веб-технологом, мне нужно бежать изо всех сил, чтобы только оставаться на месте — существующие технологии развиваются стремительно, параллельно плодятся в огромных количествах технологии совершенно новые, и душу сей факт ну никак не греет… По молодости, в студенческие годы, все это было интересно, тогда было много свободного времени на то, чтобы копаться в операционках и языках программирования. А сейчас уже, как-никак, тридцатник на носу. Сколько можно бегать наперегонки со временем?..»
Будучи законченным «интернетчиком», я закономерно начал выставлять свои работы сначала именно в Интернете, а точнее — на «Фото.сайте». К настоящему моменту у меня там статус «мастера». По ссылке можно поглазеть на мои работы разных лет, жанров и настроений. Для удобства навигации они разбиты на восемь тематических альбомов.
Для тех, кому лень ходить по ссылкам, кратко опишу напоследок специфику своего фотографического творчества.
Основным своим творческим интересом я считаю съемку городских пейзажей, архитектурных деталей, фрагментов городской среды. Ну, а поскольку бо́льшую часть времени я обитаю в Москве, этот город чаще всего попадает в мой объектив.
Так уж повелось, что Москва слишком быстро меняется, причем зачастую не в лучшую сторону. Поэтому лейтмотивом многих моих московских серий становятся сюжеты, демонстрирующие то, что Москва стремительно приобретает худшие черты какого-нибудь Шанхая или Гонконга, при этом столь же неотвратимо утрачивая свои собственные, индивидуальные, знакомые своим жителям с детства, милые черты. Пытаюсь внести свой скромный вклад в сохранение старой Москвы — хотя бы на фотографиях…
Вторым родным городом и городом своей души я считаю Петербург, поэтому многие мои работы посвящены ему. К сожалению, в последнее время не получается бывать там слишком часто — хорошо, если несколько раз в год удастся выбраться…
Порой глазу хочется отдохнуть от городских пейзажей, в результате чего возникает соблазн просто пофотографировать природу. Иногда и из этого выходит что-то дельное.
А вот людей я не люблю. Ну, по крайней мере, фотографировать. :-) Поэтому портретной съемкой почти совсем не увлекаюсь. Хотя иногда на фотопрогулках становлюсь свидетелем каких-нибудь жанровых сценок, которые все же тянет запечатлеть.
Снимаю сейчас только на цифру (кому интересно, нынешний доступный мне арсенал — две достаточно скромного класса цифрозеркалки, одна «недозеркалка» — ну, то бишь, продвинутый компакт, тот самый, с которого я и начинал пять лет тому назад; в общей сложности четыре объектива к цифрозеркалкам). Поэтому и колонка моя будет называться просто и незатейливо — «Цифра…», спасибо Александру Малюкову за это название. О своем отношении к пленке, к разнообразным «фичам» аппаратуры поведаю как-нибудь в другой раз.
В заключение хочу попросить у читателей прощения за то, что в этом тексте, вероятно, слишком часто встречается местоимение «я». Видит бог, не самопиара ради, а токмо с целью упредить закономерные вопросы из серии «А ты кто такой?». В следующий раз, с вашего позволения, я расскажу о работах и авторах, в наибольшей степени повлиявших на меня. Разумеется, буду рад конструктивному диалогу. Прошу вас, уважаемые читатели, не стесняться пользоваться формой отправки отзывов внизу этой страницы, задавать мне через нее свои вопросы и формулировать пожелания относительно тематики будущих колонок. Какого-то определенного плана действий на год вперед у меня нет, поэтому с удовольствием приму на заметку информацию о том, что́ именно вам было бы интересно от меня услышать в рамках дальнейших выпусков.
18.08.2010
Теги: городская фотосъемка
зеркалка
мыльница
пленка
фотографические жанры
фотография
фотолюбитель
фоторепортер
фотосъемка архитектуры
фотохудожник
художественная фотография
цифра
|