История слов по понедельникам с Максимом Руссо № 53
Вагнер и немецкий язык
Я каждый раз с увлечением читаю заметки об опере, которые на «ИнфоБуме» публикует Антон Гопко. Его рассказы вдохновили и меня написать об опере, не бросая, конечно же, основной темы моих интересов — истории слов.
В опере Рихарда Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» есть персонаж — городской писарь и мейстерзингер Сикст Бекмессер. Когда рыцарь Вальтер фон Штольцинг, желающий стать мейстерзингером, сдает экзамен, Бекмессер исполняет обязанности метчика (Merker), то есть он должен был отмечать мелом на особой доске все ошибки при исполнении песни. Разрешалось допустить не более семи ошибок. Бекмессер оказался придирчив (да и не забывал, что Вальтер — его соперник в борьбе за руку Евы Польгер), поэтому покрыл отметками всё доску. Но, в конце концов, завершается благополучно. Благодаря помощи знаменитого мейстерзингера — башмачника Ганса Сакса — Вальтер побеждает Бекмессера на состязании певцов и может жениться на Еве Польгер.
Благодаря этой опере в немецком языке появилось существительное Beckmesser ‘критикан’, а от него образовался и глагол beckmessern ‘придираться к мелочам, заниматься критиканством’, Интересно, что Вагнер назвал своего персонажа по имени Сикста Бекмессера — реально жившего в первой половине XVI века мейстерзингера. Реальный Сикст Бекмессер не был таким злобным критиканом, но популярность оперы Вагнера навсегда связала его фамилию с излишне придирчивыми критиками.
22.03.2010
Теги: история слов
немецкий язык
опера
от собственных к нарицательным
|