|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 1
Пролог
|
Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все.
И. Эренбург |
Прежде всего, мне хотелось бы обосновать название новой вторничной колонки «Информационного бума». В буквальном смысле «обертон» это ряд дополнительных тонов, возникающих при звучании основного тона на акустических музыкальных инструментах и придающих звуку то, что именуется тембром. Когда возник вопрос о том, как будет называться колонка, мне пришло в голову, что «Обертоны», пожалуй, совсем неплохое имя для записок об академической музыке. Существуют некие явления, факты и события музыкальной жизни, а колонка, будучи местом, предназначенным для изложения субъективных соображений по тем или иным поводам, как раз и будет обертонировать всем объективным явлениям нашей музыкальной действительности.
Начиная со следующей недели, я планирую выпускать своего рода «музыкальное приложение» к «Обертонам». Это значит, что каждый вторник, при желании, можно будет скачать отсюда какую-нибудь хорошую музыку. Иногда она будет иметь отношение к теме колонки, иногда ассоциироваться с какими-либо событиями реальной жизни, а иногда это будет просто хорошая музыка, на которую мне хотелось бы обратить внимание читателей. Каждый музыкальный отрывок будет доступен в течение одной недели, после чего его сменит другой файл. Такая схема объясняется нежеланием ссориться с активными защитниками авторских прав в интернете.
Комментарии, предложения, замечания и т. п. можно передать мне с помощью формы, размещенной в конце страницы. При этом я буду считать весь текст, полученный таким образом, разрешенным для публичного цитирования, если явно не будет указано иное.
Авторские колонки об академической музыке на русском языке, особенно ориентированные на непрофессиональную аудиторию, мне лично неизвестны. Ни в Сети, ни в офлайновых изданиях. Отчасти именно поэтому я с удовольствием откликнулся на предложение Александра Малюкова стать одним из авторов «Информационного бума».
И дело тут не в том, что мне как-то особенно льстит звание первопроходца в этой области. Для людей, похожих на меня, не чурающихся бесед на кухне за полночь и, к тому же, умеющих сносно излагать свои мысли в письменном виде, колонка самый естественный жанр. Ведь колумнист, в отличие от репортера, в первую очередь ценен не фактами, которые он раздобыл для читателя, а тем, как он трактует уже известные факты. Иначе говоря, как правило, любой колумнист пишет в первую очередь о себе, но обязательно так, чтобы это было интересно многим. Хотя все-таки в первую очередь мной движет даже не возможность вынести какие-то свои соображения на широкую аудиторию.
В работе музыканта (как, кстати, и в любой другой деятельности!) главное не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствоваться, двигаться вперед. Это совершенно бесконечный процесс, тем более что, чем дольше и больше работаешь, тем отчетливее видишь, сколько еще предстоит сделать. Одновременно с этим растет и чувство ответственности за свою работу, которое заставляет постоянно ставить перед собой новые, все более сложные задачи.
Среди таких задач одной из важнейших я считаю постоянное расширение контактов со слушателем. Причем в настоящее время эта задача стоит не только перед отдельными исполнителями или композиторами, но и, без преувеличения, перед всей индустрией в целом. Такие контакты, безусловно, поддерживали многие выдающиеся музыканты прошлого, но именно сегодня требуется активный поиск новых форм для них. Чем большее число людей почувствует осознанную потребность в хорошей музыке, тем большее удовлетворение мы, музыканты, получим от своей работы.
Я совершенно уверен в том, что нет никаких поводов рассуждать об исчезновении академической музыки как жанра. То же, разумеется, верно и в отношении других искусств. Вместе с этим, коль скоро мы живем в индустриализованном обществе, вполне можно говорить о кризисе индустрии, который, в определенных обстоятельствах, может до предела осложнить условия существования жанра.
Времена, когда выдающиеся художники создавали свои произведения при свечах с помощью гусиных перьев, безвозвратно канули в Лету. Любой современный композитор с технической точки зрения оснащен намного лучше своих старших коллег. Правда, гениальных или даже просто выдающихся музыкальных произведений от этого больше не стало. Возможно, даже наоборот. Видимо, это как раз тот случай, когда количество ни за что не желает переходить в качество.
Не так давно многие из нас имели возможность насладиться полетом фантазии создателей фильма «Послезавтра». В самом деле, некоторые ученые считают глобальное потепление важной проблемой и через некоторое время всерьез ожидают очередной «всемирный потоп». Лично у меня есть подозрение, что ни одному из читателей «Обертонов» пережить это страшное бедствие не доведется. Зато все мы сегодня переживаем другой потоп, в каком-то смысле не менее жуткий музыкальный.
Уже на протяжении многих лет можно наблюдать разного рода группы, отдельных певцов, «электронных музыкантов» и тому подобные «струи» этого потопа, которых с каждым годом становится все больше. Как выяснилось, для того, чтобы называться «музыкантом», нет никакой нужды по двадцать лет учиться и осваивать историю и опыт мирового музыкального искусства. Талант и профессионализм здесь, кстати, тоже совершенно ни к чему. Вполне достаточно будет просто подойти к компьютеру, синтезатору или взять в руки гитару, смело начав заниматься собственным «творчеством».
Безусловно, и среди артистов, выступающих в «легких» музыкальных жанрах, можно найти талантливых, а иногда даже выдающихся художников, причем безо всяких кавычек. Но число их очень невелико и они, хочешь не хочешь, теряются, тонут в грязной волне современного эстрадного потока.
Рядом со всем этим (а вернее было бы сказать во всем этом) вынуждены существовать и те музыканты, которые занимаются серьезной музыкой и только ею. Подобные условия трудно назвать приемлемыми и даже терпимыми, хотя нередко приходится слышать возражения в стиле «Одно другому не мешает!» Сказать по совести, я и сам думал так некоторое время назад. Но ведь дело-то как раз в том, что еще как мешает! Мешает как минимум формированию музыкальных вкусов, прежде всего у молодежи. Причем для этого вовсю используются самые мощные пропагандистские технологии, то есть телевидение, радио, а теперь и Сеть.
Темп нашей жизни все возрастает, и среди захлестывающего потока информации, в условиях недостатка настоящих сенсаций (поскольку о любой сегодняшней сенсации завтра уже никто и не вспомнит!), среди материальных ценностей, оказавшихся чуть ли не основным показателем жизненного успеха, практически главной жизненной целью, среди глобальной стандартизации всего, вплоть до мыслей и чувств, современный человек, может быть, острее, чем когда-либо, ощущает недостаток искренности, гармонии и красоты в своей жизни. Это всего лишь мое личное убеждение, но оно во многом подкреплено некоторой практикой исполнителя и человека, которому глубоко не безразлично все то, что происходит сегодня в музыке.
Люди имеют право узнать о той гармонии и той красоте, которые заключены во множестве великих музыкальных произведений. Музыка, если, конечно, это Настоящая Музыка, может не только ласкать слух, но и проникать в душу, к сердцу, затрагивать, а возможно и заново открывать все лучшее, что есть в каждом человеке
Я вовсе не убежден и не жду, что любые соображения, которые будут высказаны в будущих выпусках «Обертонов», обязательно будут приняты читателем на веру. Хотя время от времени мне, не исключено, придется пользоваться тем, что жанр колонки не обязывает доказывать каждый тезис. С другой стороны, понимая, что выступаю перед непрофессиональной аудиторией, самой важной целью этой колонки я считаю увлечь как можно большее количество людей тем, что я очень люблю и чем занимаюсь практически всю жизнь
В то же время, я, в отличие от многих, склонен трактовать слово «популяризация» как повод «подтянуть» аудиторию до собственного уровня восприятия, а отнюдь не сделать предмет обсуждения «более доступным». Последний путь неизбежно ведет к упрощениям, почти всегда губительным.
Есть целый ряд музыкантов, которые смело идут именно по пути упрощений, но мне не хотелось бы пополнить собой их стройные ряды. Напротив, в этой колонке я планирую говорить исключительно о тех вещах, которые волнуют или интересуют меня самого, не стремясь заигрывать с читателем. Будучи самым обычным человеком (от миллионов других людей меня отличает разве что род деятельности), я уверен, что читатель, потенциально интересующийся академической музыкой, вполне будет способен как понять ход моей мысли, так и разделить со мной радость или возмущение по поводу тех или иных событий, происходящих в музыке сегодня. Ну, а если читатель почувствует, что ему требуются дополнительные источники информации, будь то компакт-диск или книжка, временно выключит компьютер и отправится в книжный или музыкальный магазин я буду считать свою задачу выполненной.
17.08.2004
|
Ваш отзыв автору
|