|
Перемены истории с Виктором Сонькиным № 28
О прямых улицах в старых городах, лошади с человеческими ногами и первом императорском форуме
Города, которым много сотен (а иногда и несколько тысяч) лет, не бывают застроены по единому генеральному плану. Они обрастают жилыми домами, общественными зданиями, церквями, используя каждый клочок площади. В любом многовековом европейском городе старинные улицы — узкие и кривые. Если вдруг в центре обнаруживается прямая, как стрела, магистраль (какой-нибудь Новый Арбат) — можно смело утверждать, что дело неладно: это новодел, в жертву которому отдали большой кусок старой «бесперспективной» застройки.
В Риме есть фрагменты городской ткани, которым две тысячи лет, и прямые улицы в центре города там особенно подозрительны. Некоторые, как Виа дель Корсо (или просто Корсо), могут похвастаться почтенным возрастом: это внутригородское продолжение Фламиниевой дороги, когда-то самой важной магистрали, связывавшей Рим с адриатическим побережьем. Но большинству других — всего сто лет или меньше: Виа Национале (от Пьяцца делла Репубблика до Пьяцца Венеция) прорублена в конце XIX века, Виа делла Кончилиационе (от площади Святого Петра до моста через Тибр) — в середине XX. Самая дерзкая из них — пожалуй, Виа деи Фори Империали от Колизея до Пьяцца Венеция: она проложена по самой сердцевине императорского Рима, где на протяжении двух столетий властелины империи соревновались друг с другом в роскоши, художественном вкусе и архитектурном величии.
Открытие улицы Императорских Форумов (под названием «улица Империи», Виа дель Имперо) 28 октября 1932 года было приурочено к десятилетней годовщине государственного переворота в Италии, «марша на Рим», когда король Виктор Эммануил III предложил лидеру итальянских фашистов Бенито Муссолини сформировать правительство. Муссолини, хоть и был уроженцем северной провинции Эмилия-Романья, считал себя римлянином по духу и ко всему древнеримскому — особенно имперскому — относился с пиететом, переходившим в манию. Открытие новой улицы стало поэтому центральным событием юбилейных дней — не менее важным, чем одновременное открытие помпезной «Выставки фашистской революции», своего рода смотра достижений фашистского хозяйства за истекшие десять лет.
Бенито Муссолини (1883-1945) возглавлял фашистское правительство Италии с 1922 по 1943 год. В 1943-м, после вторжения войск Союзников на итальянскую территорию, его сместили с поста и арестовали; из тюрьмы он был освобожден в ходе спецоперации немецких войск. В 1945 году, когда поражение стран гитлеровской коалиции ни у кого уже не вызывало сомнений, Муссолини попытался бежать в Швейцарию, но был пойман партизанами, казнен и повешен вниз головой, вместе с любовницей Кларой Петаччи, на автозаправочной станции в Милане.
Градостроительная программа Муссолини предполагала «освобождение» античных памятников. Это значило, что наслоения жилых и нежилых построек, которые на протяжении веков вырастали вокруг древнеримских руин (и которые муссолиниевские архитекторы рассматривали как «трущобы»), шли под снос. Так уже был «освобожден» театр Марцелла; теперь пришла пора императорских форумов.
Но что такое «императорские форумы»? Это название закрепилось за пятью архитектурными комплексами к северу от «старого» форума (чтобы отличить его от позднейших построек, старый форум иногда называют Forum Romanum, «римский форум», хотя это название тоже довольно двусмысленное — как будто остальные не римские!). Первый из них был если не построен, то задуман еще на излете республиканской эпохи Юлием Цезарем; последний, форум Траяна, отметил тот исторический момент, который в позднейшей традиции стал считаться звездным часом Римской империи, апогеем ее величия.
Первый из императорских форумов, Форум Юлия (Forum Iulium), был задуман Юлием Цезарем еще тогда, когда он гонял косматых, одетых в штаны (неслыханное дело!) галлов по всей территории нынешней Франции, и по ходу дела обогащался (победоносная война, как и в наше время, была делом страшно прибыльным). Деньги Цезарю были очень нужны: во-первых, он задолжал огромные суммы весьма серьезным людям, а во-вторых, он намеревался их пустить на пропагандисткие цели, чтобы укрепить свое положение в Риме. Частью такой пропаганды и стал проект по постройке нового форума.
Действительно, «старый» форум к тому времени стал тесен для столицы мира; многолюдным собраниям народа и торжественным религиозным церемониям на нем уже буквально негде было развернуться. Пока Цезарь еще воевал в Галлии, первый оратор Рима Цицерон, чьи отношения с Цезарем были, мягко говоря, непростыми, писал своему ближайшему другу Аттику, что друзья Цезаря закупают по его поручению земельные участки для будущего форума — и ты, мол, Аттик, конечно, лопнешь от смеха, но я вхожу в число этих самых друзей (Ad Atticum 4.16.8).
Цезарь смог приступить к осуществлению своих планов только когда расправился с внешними — и, как ему казалось, с внутренними врагами. Перед битвой при Фарсале, в которой его политические оппоненты были сломлены, он, по старинному римскому обычаю, пообещал в случае победы воздвигнуть храм своей богине-покровительнице — Венере. Может показаться странным, что человек, которого по сей день числят среди величайших полководцев всех времен и народов, считал своей небесной покровительницей легкомысленную богиню любви и секса. Но в этом был важный генеалогический смысл: род Юлиев, знатный, но обедневший, и до Цезаря ничем особенно не прославившийся, по семейной легенде восходил к Юлу, сыну троянского героя Энея, родоначальника римского народа и римской славы — а Эней, в свою очередь, был родным сыном богини Венеры. Напоминая о Венере, Цезарь напрямую возводил свою родословную к олимпийским богам. Чтобы этот аспект культа не упустили из виду, храмовое божество было названо Venus Genetrix — «Венера-родительница».
Записки на манжетах Тип статуи, называемой «Венера-родительница», был создан великим греческим скульптором Каллимахом; статуя, стоявшая в цезаревом храме, повторяла этот мотив. Венера, изображенная на этих статуях, поднимает правую руку, чтобы церемониально прикрыть голову; левая грудь у нее обнажена, в левой руке — яблоко, приз, доставшейся ей по суду Париса. Ни оригинал Каллимаха, ни копия Аркесилая до нас не дошли, но Венера-родительница сохранилась в виде изображений на монетах и позднейших римских копий. Одна такая копия была найдена во французском городе Фрежюс; сейчас она украшает античную коллекцию Лувра и считается лучшей римской копией греческой скульптуры из того, что дошло до наших дней. Другая вариация, размером побольше, в 1860-е годы поступила в Эрмитаж из коллекции знаменитого итальянского коллекционера Джампьетро Кампаны. Эрмитажная статуя скромнее: грудь у нее прикрыта.
Как определить день рождения храма, улицы или площади? С римских времен до наших дней дошла традиция проводить торжественную церемонию, которая как бы переводит объект из небытия в бытие. Римляне называли эту церемонию dedicatio, «посвящение» (христианская традиция частично заменила «посвящение» «освящением»). Храм Венеры и весь Юлиев форум были посвящены в последний день великого триумфа Цезаря, 26 сентября 46 г. до н.э. Храм, стоящий в центре площади, подчинил ее себе, превратив форум в своего рода прихожую, портик — и эта схема стала образцом для всех остальных императорских форумов.
Судя по всему, Цезарь не успел довести свою градостроительную программу до конца; доводить Форум Юлия до завершенного состояния пришлось его преемнику Октавиану (позже известному также как Август).
От храма Венеры не осталось почти ничего; при раскопках XVI века был обнаружен фундамент, а также куски колонн и фриза. Автор единственного античного трактата об архитектуре, который дошел до нас хоть в сколько-нибудь целостном виде, Витрувий, писал, что колонны этого храма расположены очень густо; это называлось пикностиль, от греческого слова пикнос — плотный, густой (Vitr. 3.3.2). По свидетельству Овидия (AA 1.81), храм был выстроен из мрамора — по тем временам это еще была редкость. В храме (или перед ним) стояла статуя Венеры работы греческого скульптора Аркесилая, а сам храм, как это часто бывало, служил также небольшой кунсткамерой и художественным музеем, где были собраны объекты, так или иначе связанные с деятельностью Юлия Цезаря. Там хранилась позолоченная статуя Клеопатры, коллекция камей, декоративный нагрудник, украшенный британским жемчугом (Плиний-старший говорит, что этот жемчуг был «мелкий» и «темный»). После смерти Цезаря Август установил в храме (а может быть, рядом с храмом Божественного Юлия на «старом» форуме) статую Цезаря с той самой кометой, которая, по всеобщему убеждению, унесла на небо душу диктатора.
Пространство вокруг храма было украшено статуями. Одна из них изображала то ли Цезаря на лошади, то ли только его лошадь. Лошадь эта была необыкновенная: передние ноги у нее были похожи на человеческие (humanis similis pedes priores — Plin. 8.155). Позже рядом с храмом была установлена статуя императора Тиберия — дар четырнадцати городов Малой Азии, которым Тиберий помог материально после разрушительных землетрясений. Кроме того, Цезарь еще при жизни «позволил» поставить на форуме статую, изображавшую его в кольчуге.
Форум Цезаря вплотную примыкает к «Алтарю отечества» — памятнику в честь короля Виктора-Эммануила II, известному также как «свадебный торт» и «пишущая машинка» («посвящен» в 1911 г., завершен в 1935). С улицы Фори Империали хорошо видны три колонны храма Венеры, восстановленные в 1930-е годы. Перед форумом стоит современная статуя Цезаря, у пьедестала которой каждый год 15 марта — в мартовские иды, день гибели диктатора — появляются живые цветы.
30.10.2009
Теги: Венера
Муссолини
Рим
Форум
Цезарь
|
Ваш отзыв автору
|
|
|