|
Загадки русского Средневековья с Константином Шурыгиным № 22
Янтарный крест
Прошлым летом на археологических раскопках Верхнего городища Торжка был найден небольшой янтарный крестик. После того, как его слегка отмыли от серой земли, он ярко засветился на солнце, доставив минутную радость работавшим на раскопе студенткам. Точное место находки было замерено рулеткой и теодолитом, отмечено на плане раскопа, после чего крестик был оприходован, и пополнил бесчисленный ряд музейных «единиц хранения».
Ничего сенсационного данная находка не представляла. Тем не менее, находки янтарных крестов, да и вообще изделий из янтаря на территории Древней Руси, ставят вопросы, не решенные до сегодняшнего дня.
Одна из загадок состоит в том, что янтарь на Руси практически полностью исчез в XIII веке, во времена «татаро-монгольского нашествия». Это довольно странно, так как общеизвестно, что янтарь добывается в Прибалтике, где, как и в Новгородских землях, никаких «татаро-монголов» не было. Однако археологами зафиксировано практически полное исчезновение янтаря в культурных слоях конца XII — начала XIV века, в том числе в новгородских. Археологическая коллекция Новгорода составляет более чем 4000 янтарных предметов — бус, крестиков, перстней, заготовок и просто необработанных кусков янтаря. При этом в слоях XIII века были собраны лишь единичные находки. Новгородская дендрохронология позволяет достаточно точно обрисовать динамику оборота янтаря. Первые экземпляры янтарных изделий появляются в культурном слое середины X века, число их неуклонно растет к середине XII века, после чего янтарь на полтора века практически исчезает из археологических слоев. Позднее вновь возникает обилие янтарных находок, пик количества которых приходится на слои конца XIV века.
Изучение новгородских раскопов показали одну и ту же картину — независимо от общего количества найденных в раскопе изделий, слои XIII века практически не содержат янтаря. Доктор исторических наук, профессор МГУ Е. А. Рыбина, исследовавшая тему средневековой торговли, поставила закономерный вопрос — является ли это распределение случайным, или оно отражает действительную динамику ввоза янтаря в Новгород?
Вдобавок как на эту динамику могли повлиять татары? Кстати, в XIII веке из древнерусского обихода вообще много чего исчезло. Кроме янтаря исчезли шиферные пряслица, да что там пряслица — исчезли деньги! XII-XIII века относятся к загадочному «безмонетному периоду» на Руси, когда чеканка и обращение серебряных монет были полностью прекращены почти на 250 лет. Доподлинно неизвестно — то ли экономика переживала коллапс из-за непрерывных кровавых междоусобиц, усугубившихся вторжением татар, то ли был построен некий «средневековый коммунизм», — но в любом случае монеты в обращении древнерусских княжеств исчезли напрочь. А вести международную торговлю без денег наверняка было затруднительно.
Но проблемы в XIII веке были не только на Руси. В то время Тевтонский Орден захватил Пруссию, на землях которой добывали наибольшее количество янтаря. Римский Папа дал Ордену акт на вечное пользование этой территорией, и Орден объявил все запасы янтаря своей собственностью. В XIII веке была установлена «янтарная регалия», по которой Тевтонский Орден получал исключительное право на получение дохода от монопольной добычи и торговли янтарем.
По новым законам любой человек, собиравший янтарь без специального разрешения, приговаривался к смерти. За присвоение трех фунтов янтаря присуждалось колесование. Для приведения в исполнение приговоров по «янтарным делам» существовал специальный палач.
По приказу Ордена весь балтийский берег был уставлен виселицами для устрашения контрабандистов. Жители прибрежных селений давали присягу не собирать и не скупать янтарь, а с наступлением темноты им запрещалось выходить к морю. Вначале янтарь для Ордена собирали специально выделенные крепостные, затем эту работу передали союзу немецких рыбаков. За фунт янтаря рыбаки получали от Ордена фунт соли, которая была им нужна для засолки улова.
Таким образом, после захвата прусской территории Тевтонский Орден стал единственным поставщиком янтаря в древнерусские земли, равно как и во все прочие. Все это послужило основанием для версии, что янтарь прекратил поставляться на Русь по причине вторжения в Прибалтику тевтонских рыцарей, которые вдобавок непрерывно конфликтовали с Новгородом. Однако «псы-рыцари» вовсе не уничтожили добычу янтаря в Прибалтике, а лишь монополизировали её. Причин полного прекращения торговли с Новгородом не было вовсе никаких.
Более того, если находки янтаря в слоях XIII века сходят почти на нет, то находки изделий из цветных металлов в слоях XIII века не просто часты — а достигают максимума. Металлы, как и янтарь, не добывались в Новгороде, а привозились туда по торговым путям. И если прибалтийские торговые пути именно в XIII веке стали особо опасными для торговцев янтарем — то почему они были безопасны для торговцев цветными металлами? Если помехой импорту янтаря был «безмонетный период», то почему он не был препятствием для импорта меди, свинца или олова?
Е. А. Рыбина пишет:
«Зафиксированная археологическими находками динамика поступления цветных металлов в Новгород вступает в противоречие с хронологией импорта прибалтийского янтаря, для которого зафиксировано значительное сокращение в слоях XIII века. Как будто парадоксально выглядит на этом фоне необычайное обилие находок из цветных металлов именно в указанном столетии...»
Все эти нестыковки привели к неожиданному предположению — а из Прибалтики ли привозили на Русь янтарь? Что если жители Древней Руси добывали янтарь самостоятельно, независимо ни от каких тевтонцев? И янтарь в Новгород поступал не с побережья Балтики, а из южных или центральных областей Руси? Тогда станет понятна связь прекращения добычи янтаря и татарским нашествием, и многое встанет на свое место.
Так откуда же в Средневековую Русь поступал янтарь? Любители Рижского взморья и Юрмалы будут озадачены — ответ на этот вопрос далеко не очевиден. Об этой версии стоит рассказать отдельно.
12.02.2009
Теги: Русь
средневековье
|
Ваш отзыв автору
|
|
|