|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном № 4
Теодицея и интонация разговора
|
Почему под ношей крестной
Весь в крови влачится правый?
Почему везде бесчестный
Встречен почестью и славой?
Г. Гейне |
Все мы, наверное, знаем, что такое «теодицея», слышали это слово. А если и не знаем и не слышали, то не мудрено посмотреть в энциклопедических словарях. Для того последние и существуют — чтобы выдавать справку со сведениями по интересующему нас предмету. Не знаю, пользуется ли кто-нибудь в наше время иными энциклопедиями, нежели интернетовской «Википедией»: горячо на это надеюсь.
Так вот, заглядываем в словарь С. С. Аверинцева «София-Логос», изданный в 2001 году киевским издательством «Дух i Лiтера», и находим, что «теодицея» означает дословно «оправдание Бога», то есть стремление мысль о благом и разумном Творце мира согласовать с всеобщим человеческим опытом, без устали говорящим о существовании тёмных, иррациональных сторон бытия, о наличии некоего мирового зла. Сам термин был введён Лейбницем в его трактате «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и первопричине зла».
Теодицея как отрасль «науки», нашедшая даже своё специфическое место как часть т. н. апологетики или фундаментального богословия в католических духовных учебных заведениях, занимается защитой основ веры в благого Бога и разработкой связанных с этим разнообразных религиозных доктрин. Апология Бога-Любви — под напором потока обвинений свободомыслящего Нового Времени, считающего подобную трактовку не выдерживающей никакой критики, которую, говоря словами известного булгаковского героя, «человечество давно сдало в архив». Это то, о чём, наверное, каждый из нас не раз задумывлся, с какой бы стороны баррикад мы ни стояли. Называя себя людьми религиозными «вообще», христианами, агностиками, буддистами, атеистами или воинствующими безбожниками.
Если слово и изобретено новоевропейским энциклопедистом, то постановка вопроса далеко не нова. Она равно встречается, в той или иной форме, не только во все эпохи человеческой истории (вспомним страдания библейского праведника Иова и его обращённые к Богу упрёки), но, нaверное, во всех культурах и религиях человечества. В религиях не европейски-средиземноморского происхождения вопрос этот трансформируется в попытку объяснить существования природного и морального зла, социального неравенства между людьми и подобных дилемм.
Но вопрошание это касается далеко не только конфронтации человека, верующего в личного Бога и считающего его безусловно благим, со своим оппонентом, ввиду наличия «слезинок замученных детей» таковому Богу с карамазовской «почтительностью возвращающим билет» на сладкозвучную полифонию мирового целого. Нет, это проблема и внутрихристианская. Потому что христиане, хорошо изучающие Библию, помнят не только то, что «Бог есть Любовь», но и то, как Он возвещает о себе великому пророку Исайе: «Создающий свет и творящий тьму, делающий мир и творящий зло: Я, Господь, делающий это» (Ис. 45, 7). Последняя из приведённых цитат показывает, что амбивалентности не избежать, и что христиане в своих разнообразных подходах тоже не представляют собой стадо одинаково блеющих овечек.
Вспомним наш прошлый разговор на такую острую тему современности, как мировой терроризм. Казалось бы, одно дело — назвать тему и попытаться её обрисовать непредвзято, с дистанцией философа, прежде всего к самому себе, к своим естественным, бытовым реакциям, в том числе, к своему страху и отвращению. Другое дело, это социальное явление активно защищать. Нам следовало бы помнить одну очень простую вещь: сам по себе спокойный тон в разговоре о таких тоже далеко не самых отрадных феноменах, как нацизм и сталинизм с их преступлениями, ещё не свидетельствует об апологии разговаривающим самих этих явлений. Это всего лишь попытка разобраться. Увы, часто «разговор о» подменяется невнимательным или предвзятым читателем или слушателем «защитой этого», или «философским обоснованием». Фундаментальное непонимание налицо.
Здесь мы подошли вплотную к проблеме диалога — как вслушивания в интонацию собеседника, попытки думать вместе с ним не только его категориями, хотя бы на данный период времени, но и в «ритмике, тонике» его мышления. Часто нам кажется, что диалог состоит в обмене определёнными байтами, кило- или мега-, информации. Неудивительно поэтому, что школьный учитель, к примеру, для нас всё больше превращается в тривиальный источник информации. Всё менее он для нас — Собеседник. Естественно, что источники информации взаимозаменяемы: дело ведь не в них самих, а в получаемых «байтах». Конечно же, намного экономнее со временем такой несовершенный человеческий «передатчик» заменить электронным устройством. Пропадёт при этом так немного, что не стоит и внимания обращать — интонация. А между тем, в ней-то всё и дело!..
Попытки «оправдать» благого Создателя являются, по своему определению, чем-то вроде защитительных речей на суде, на что нам указывает семантика грекоязычного по происхождению термина. Не знаю, кому в первый раз пришло в голову, что Бога надо «защищать». Как бы то ни было, разговор о Боге в такой тональности как бы заранее предполагает, что упрёки оппонента справедливы, что, защищая Бога, защищаешь в конечном итоге себя и своё право на исповедание библейской (и коранической) веры в Творца миров. Веры в Создателя и в смысл творения — перед лицом кажущейся многим бессмысленности страдания, смерти, нравственного зла, природных катастроф. Но ведь оправдывание перед лицом агрессивного обвинения — это нечто совсем иное, нежели диалог, беседа, когда хочется собеседника понять и, тем самым, самому хоть немного измениться.
Хотят ли обвиняющие христиан и других религиозных людей сами измениться? Или они желают всего лишь выплеснуть наружу своё разочарование, душевную боль, а заодно и досадить людям, не разделяющим их безбожия или безразличия? Возможен ли тут истинный диалог, который не был бы разговором со своим зеркальным отображением? Только ли традиционные христианские ответы придумало человечество на вопрос об опыте мирового зла, или имеются иные подходы? Попытаемся побеседовать об этом в следующий раз. Если Бог даст. Или случай представится…
20.12.2008
|
Ваш отзыв автору
|
|
|