|
Воскресные сказки с Дмитрием Дейчем № 45
Дети Беслана и музыка Сфер (часть 2)
Часть 1 >>>
2.
О Пифагоре Самосском известно, что он запрещал есть убоину и имел золотое бедро. Вполне вероятно, однако, что золотое бедро — атрибут одного из многочисленных последователей, не зря ведь Ямвлих писал про пифагорейцев: «У них также был замечательный обычай приписывать всё Пифагору и нисколько не присваивать себе его славы."
Так многие приписывают Пифагору авторство легендарного стихотворения о том, что квадрат гипотенузы треугольника равняется сумме квадратов катетов. Говорят, что слова «философ», «космос» достались нам от Пифагора. Ещё говорят, что он мог заставить птиц изменить направление полёта, что беседовал с медведицей, и та перестала нападать на людей, что убедил быка не воровать бобы и поселиться при храме.
Филолай первым из пифагорейцев опубликовал три нашумевшие книги, которые Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона. В этих книгах имеются кое-какие сведения о Музыке Сфер. Например вот что: если сидеть какое-то время в полной тишине — лет пять или шесть — услышишь как движутся планеты и звёзды.
Многие скажут: ничего удивительного, пяти лет в тишине довольно, чтобы услышать и не такое.
А другие тут же спросят: ну и как же они движутся, звёзды? С каким звуком?
Со скрежетом или со свистом?
Напоминает ли звук их движения скрип несмазанного колеса телеги? Или визг алмазного сверла, прободающего железо? Или смех эльфов-шалунов в утреннем набоковском саду? Или, может быть, звук полёта планет связан с нашим о них мифологическим представлением: Марс летит с бряцанием и громыханием, а Венера — с лёгким шелестом, таким же как шелест юбок Наташи Ростовой на первом балу?
— Ничего подобного, — поморщившись, сказал Паровоз, — ты совершенно ничего не понял. Музыка Сфер — это просто звук, который производит Вселенная, вращаясь.
— И всё? — переспросил я.
— И всё.
— Ну что ж, это, должно быть, и в самом деле — просто. Запускай.
Паровоз нажал на кнопку и бобина завертелась.
Первые тридцать секунд я сидел смирно, надеясь на то, что Музыка Сфер окажется чем-то вроде произведений Веберна — кратких и убедительных.
Выждав десять или пятнадцать минут, я попросил Музыку Сфер прекратить.
— Постой! — попросил Паровоз, — это была увертюра. Сейчас начнётся самое главное.
«Самое главное» было ничем не хуже увертюры. Но и — увы — не лучше.
— Всё, — сказал я. — На сегодня хватит.
— Ещё секундочку! — закричал Паровоз, — одну крохотную секундочку. Клянусь, ты не пожалеешь!
Но я пожалел.
— Слушай, — сказал я, — я не могу поверить, что Вселенная вращается с таким звуком. Никак не могу, ты уж извини.
— На что же по-твоему похожа моя музыка? — спросил Андрей, нахмурившись.
Я задумался. Ничего стоящего в голову не приходило.
Впрочем… когда я служил в армии, по первой — в статусе «духа» или как ещё говорили — «душары подколодного», дедушки по двадцати раз на день безнаказанно крутили один и тот же альбом модной поп-группы «Ласковый май». Вот, может быть, что-то в этом роде — но без вокала. Одно лишь «тумц-дудумц» — ритм-бокс электрооргана, запущенный в виде короткого цикла без начала и конца, и на этом фоне — три повторяющихся в разных комбинациях старых добрых блатных аккорда, облагороженных тембром псевоцерковного органа.
Клянусь, мне и в голову не приходило, что он может ТАК обидеться!
Паровоз выскочил из комнаты, хлопнув дверью. Затем я услыхал как эхом хлопнула входная дверь — он выбежал на улицу. Выглянув наружу, я не застал его — беглец свернул за угол раньше, чем я подошёл к окну.
До позднего вечера было тихо, и я уж было решил отправить все паравозовы пожитки с оказией в Иерусалим, на адрес поэта Бори Вересова. Пусть сам разбирается… доброхот хренов…
Около полуночи раздался звонок.
Открыв дверь, я увидал круг неизвестных лиц и между ними — ухмыляющуюся физиономию моего постояльца:
— Знакомься. Миша, Серёжа, Женя, Сима. Мы тут обмозговали это дело и решили записать Музыку Сфер в версии для струнного квартета. Проходите ребята, сейчас будем слушать…
Приблизившись на расстояние шёпота, Паровоз ласково сообщил:
— Я не в обиде… Всё забыто и прощено. Не расстраивайся, с кем не бывает…
— Что?.. — закричал я ему вслед, но Паровоз уже был занят: он хлопал дверцей холодильника, делал какие-то распоряжения по поводу сервировки стола, откупоривал нарядную бутылку коньяка, шутил и смеялся с гостями.
Я смотрел, потеряв дар речи, и думал о том, что Господь и в самом деле сподобил меня принимать в своём доме Продюсера. Не по призванию или профессии, но по складу ума и души. Вот он, прямо передо мной, на расстоянии вытянутой ладони.
Единственный в своём роде.
Уникум.
Гений.
Продолжение см. здесь >>>
16.12.2008
Теги: музыка
|
Ваш отзыв автору
|
|
|