|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном № 2
Мистика: основные понятия с высоты птичьего полёта
|
Ничто так не мешает осознанию, как клише и привычные не-смысловые, то есть идеологические термины и формулировки.
А. М. Пятигорский, Мысли о старении и распаде |
Итак, в прошлый раз мы выяснили, хотя бы на предварительном уровне, что понятие «мистика» включает в себя гораздо больше граней и проблем, нежели нам может показаться на первый взгляд, исходя из неотрефлексированного употребления этого слова в повседневной речи.
Это целый комплекс явлений, учений, идей, практик и измерений самых различных религиозных традиций, зачастую не имеющих никаких общих корней, за исключением одного — самой природы homo religiosus, человека религиозного. Семантические корни понятия, указывающие на интроспекцию, то есть перемещение внимания с внешних объектов и процессов на их внутренние смыслы, а, с другой стороны, на открывающиеся при этом таинственные измерения реальности, недоступные для повседневного восприятия непосвящённого, отсылают нас к т. н. «мистериям», то есть ритуальным тайнодействиям Древнего мира.
Как профессиональные учёные-религиоведы, занимающиеся сопоставительным исследованием различных аспектов религии вообще, на уровне метарефлексии, а также конкретных исторических религий, так и обычные люди, знающие о подобных материях понаслышке, нередко противопоставляют мистику и рациональность. При этом дух последней, якобы породивший нашу «западную иудео-христианскую» цивилизацию с её позитивными науками, достижениями современных технологий и торжеством человеческого разума над внешней природной средой, подвергается резкой переоценке. Рациональность воспринимается в пейоративном смысле как голая, бессердечная рассудочность, корень всех зол техногенного мира. Спасение чается в возврате к чувственному опыту, а также в новом открытии сверчувственного, которое автоматически приравнивается к сверхъестественному.
Удивительно психологическое явление т. н. энантиодромии, «встречного бега», на которое обратил внимание ещё небезызвестный доктор К.-Г. Юнг: чем изощрённее конкретные применения практического разума, тем больший отказ от разумности как жизненного фундамента это вызывает в людях! Многие с радостью бросаются в объятия иррационального «таинственного», не имея в большинстве своём никаких навыков ни взаимоотношений с ним, ни этического чутья, ни, тем более, какой-либо духовной дисциплины, ни даже элементарных знаний. Что это: инфантилизм, душевная закономерность или действительная потребность, симптом недостаточности наших сознательных установок?
Теперь время задать себе вопрос о понятии Традиции, тоже, пожалуй, универсальном и древнем, имеющем к мистике, как комплексу связанных с религией явлений, самое непосредственное касательство. Любая традиция, в том числе и мистическая, включает в себя теоретическую часть, то есть систему представлений о мире вместе с его «зазеркальем» — некую космологию или метафизику, о Человеке, то есть антропологические идеи, а также о Боге или Его отсутствии, богах и прочих благих, или не очень, существах, с которыми возможен контакт.
Традиция может быть различным образом фиксируема, будь то письменные тексты или устная линия передачи. Если есть Традиция, то имеются и её держатели — те, кто «держит» и сам за неё «держится». Принцип «традиционной передачи Традиции» предполагает наличие наставника (как бы он ни назывался: гуру, шейхом, ламой, старцем или шаманом), а также ученика, и взаимоотношений между ними.
Согласно одному крылатому индийскому выражению, традиционный наставник сам и является Путём, его конкретным воплощением для ученика. Сама этимология санскритского слова «гуру» (известного ныне далеко за пределами своей родины, практически повсюду), его дословное значение как имени прилагательного, напоминает нам о том, что Наставник «тяжёл» для восприятия послушника, и, одновременно, «имеет вес» в жизни последнего.
Где пролегает Путь, там предполагаются и его известные архетипические элементы: этапы, остановки, боковые ответвления с тупиками, опасность блуждания по беспутью, развилки и разные другие страхования — ямы и выбоины, оползни в пропасть, возможность труднейшего, зато прямого восхождения к вершине горы, минуя долгий её обход, и тому подобное.
Многие религиозные традиции, сами называющие себя мистическими, вроде суфизма в исламе, или индийские традиции бхакти, или йоги различных направлений, обладают детально разработанными «картами» продвижения по мистическому Пути. Наставник-шейх («старец») или гуру является в этом случае «компасом», указующим верное направление, а также всеми остальными навигационными приборами одновременно. При этом ничто не гарантирует успешного достижения цели мистического путешествия. Ситуация неопределённости остаётся всегда. Хотя правильность продвижения должна быть принципиально верифицируема, опять же с точки зрения самой Традиции.
Ученик, следующий по Пути, должен обладать целым рядом особенностей, квалифицирующих его именно в качестве такового. Он должен «созреть» как для восприятия теоретических поучений, став возможно более совершенным послушником (то есть «достойным Учения сосудом»), так и для практического делания. Но и наставнику необходимы качества, делающие его истинным Учителем. Существует целый ряд известных текстов в разных мистических традициях, повествующих именно о взаимоотношениях между учителем и учеником. При отсутствии надлежащей готовности одной из сторон традиционная передача мистического знания делается невозможной. Традиция остаётся в непроявленном, дремлющем, «свёрнутом» состоянии.
Раз уж речь зашла об особом мистическом Знании, необходимо поговорить о принципиальной возможности «рационального» познания мистического опыта как такового, вроде как иррационального по определению. Для экономии места укажу на следующую публикацию в своём Живом Журнале.
Мистический опыт, а также самоосуществление Традиции проявляется не в какой-то дурной бесконечности, а в особом «сакральном» пространственно-временном континууме, обладающeм определёнными свойствами. Сюда же относится «ритуал» и непростые взаимоотношения с ним мистика. Но об этом — в следующей беседе.
06.12.2008
Теги: мистика
религиоведение
традиция
|
Ваш отзыв автору
|
|
|