|
Загадки русского Средневековья с Константином Шурыгиным № 7
Тайна арабского серебра
В 19 веке при проведении земляных работ под Великими Луками, на высоком берегу реки Ловать, землекопы зацепили большой котел. Он вывалился с обрыва и покатился вниз в реку, рассыпая по дороге серебряные монеты. Несмотря на то, что часть клада рассыпалась и потерялась, общий вес клада поражал воображение более 100 килограммов. Все монеты были арабской чеканки X века, с 924 по 977 год.
Находки огромных кладов куфических дирхемов не редкость в лесной полосе России. Арабские дирхемы находят десятками и тысячами
килограммами, пудами, центнерами!
Отдельные же находки дирхемов встречаются почти повсеместно от берегов лесных рек до курганных захоронений. Находка на территории Руси арабских монет, отчеканенных с конца VIII по начало XI века давно не является сенсацией, куфические дирхемы составляют огромный нумизматический фонд, освоение которого наукой далеко еще не закончено. С каждым новым кладом уточняется информация о сроках правления арабских правителей, открываются новые названия городов, чеканивших монету, новые имена выпускавших ее халифов. Временем максимального распространения дирхема на русских землях был X в.
Однако мало кто всерьез задумывался кто, собственно, эти клады прятал, и от кого. Чьи, собственно, это деньги? Кто завез килограммы серебра в лесную глушь?
Обычно историки объясняют существование кладов арабских монет на территории Руси летописным «путем из варяг в греки». Арабские или норманнские купцы и викинги, плавая из Скандинавии в Византию, якобы закапывали клады по дороге. При этом остается странным, почему в бассейне Днепра арабских монет находят гораздо меньше, чем в бассейне Волги, которая текла вовсе не «в греки».
Однако надо сильно зажмуриться, чтобы представить купца, который по пути на рынок закопал свой капитал в землю и поехал дальше с пустыми руками. Закапывать выручку по пути с рынка не менее странно для делового человека. Известный нумизмат И. Г. Спасский писал:
«Количество открытых на Руси кладов восточных монет огромно. Высказывалось и такое мнение, что многочисленные клады дирхемов на Руси
лишь служат свидетельством транзита через ее территорию, и что зарывание их на торговых путях имело будто бы чисто вынужденный характер в опасной обстановке путешествий через Русь восточных купцов, направлявшихся на Запад. Если сторонники этого странного мнения сравнят количество кладов, открытых на территории Руси и за ее западными рубежами, им ничего не останется, как признать, что по крайней мере, половина этих купцов зарывала свои сокровища по дороге, и весь вопрос сведется к тому, на какой день пути упрямым путешественникам предстояло это сделать
Однако в действительности дело обходилось без разбойничьих засад, погонь и прочей романтики, да и без самих восточных купцов
, древние восточные авторы, хорошо знавшие город Булгар, о подобных путешествиях почти ничего не сообщают.»
Вдобавок клады дирхемов часто находят вообще вдали от каких-либо торговых путей. Так, в только Москве и в Московской области, лежащих явно в стороне от «пути из варяг в греки» найдено 15 кладов арабской монеты. При этом плавание викингов по бассейну Москва-реки, равно как и по ярославским речушкам типа Которосль не зафиксировано ни археологически, ни в письменных источниках. Плавать тут викингам было явно некуда: реки тупиковые, ни к каким средневековым центрам не ведущие.
Находки больших кладов далеко в стороне от торговых путей послужили основанием для теории о том, что у викингов была некая особенная религия, заставлявшая их избавляться от сокровищ. По некоторым свидетельствам, верховный бог скандинавов Один повелел, чтобы каждый воин, павший в битве, являлся к нему с богатством, которое было при нем на погребальном костре или спрятано им в земле.
Некоторые саги свидетельствовали о том, что отдельные викинги действительно топили свои клады в болотах - видимо для того, чтобы обрести их вновь в загробном мире. Это, однако, никак не объясняет, зачем викингам по «пути из варяг в греки» перетаскивать ладьи в Волгу, плыть в её приток Оку и закапывать в Муромских землях клад из 11 тысяч дирхемов весом около 42 кг в двух медных кувшинах. Более доступных болот и по берегам Днепра было предостаточно.
Если оставить все натянутые гипотезы о сумасшедших купцах и ритуальных утоплениях сокровищ на болотах, то надо признать, что викинги к обсуждаемым кладам арабского серебра отношения не имели. Клады явно закапывало местное население. Деньги прятали не викинги деньги прятали ОТ викингов.
Задолго до появления в «русских землях» славян, коренное финно-угорское население имело налаженное хозяйство, товарное производство и обильное денежное обращение. Роль «торговых путей» выполняла развитая речная сеть. В любой деревне можно было погрузить в лодку товар, оттолкнуться ногой от берега и расслабиться течение само несло «купца» из ручья в речку, из речки в реку, оттуда в Москву, Оку, Волгу, Каспийское море, а там и до Персии рукой подать. Хотя, скорее всего, дальше Булгара (район нынешней Казани) вряд ли кто плавал. Именно там был центр средневековой торговли, средневековый гипермаркет.
Исследователь В. Седых, тщательно изучив состав и датировку кладов арабских монет, пришел к выводу, что вовсе не викинги завезли арабские монеты на Русь. Они приехали, привлеченные именно изобилием серебра в русских землях :
«Мы не согласны с тем, что 860—879 гг. были периодом интенсивной торговли Руси с Востоком. Большинство старых дирхемов, бывших в обращении в Восточной Европе во времена Рюрика, попали туда до 860 г., то есть в предшествующий период.
Думается, накопленные в Восточной Европе в предшествующий призванию Рюрика период богатства в виде серебряных дирхемов и привлекали викингов в русские земли. Военно-политическая нестабильность при Рюрике способствовала тому, что накопленные ранее дирхемы стали попадать в землю
Таким образом, 860-е—870-е гг. характеризуются обращением огромного количества дирхемов, поступивших в пределы Восточной Европы до 860 г., скромным уровнем коммерческих отношений с Востоком и интенсивными столкновениями в землях, включаемых в состав молодого государственного образования. Именно изобилие серебра и постоянные конфликты породили большие клады этого периода.»
Появление варяжских конунгов («первых русских князей») на территории Русской равнины сопровождалось сбором дани с покоренных племен. Процесс этот был незатейлив, тарифы были описаны в первых летописях. Ясным морозным зимним утром, когда застывали реки и непроходимые болота, конунг со своей варяжской дружиной поднимался на высокий холм и внимательно осматривал подконтрольную территорию, где среди лесов прятался налогооблагаемый контингент. Заметив дымы от очагов, их пересчитывали, и по замерзшим болотам ехали собирать по серебряной монете «с дыма», т.е. с семьи. У неплательщиков забирали жен или дочерей, которых потом с успехом продавали на невольничьих рынках Средиземноморья и арабского Востока.
И вскоре хождение арабского серебра на Руси подошло к логическому концу. Одни дирхемы были навеки закопаны владельцами в заветных местах пудовыми кладами. Другие монеты были уплачены в дань и вывезены за пределы Руси. В XI веке сначала на юге страны, а с середины XII века на всей её территории начался двухвековой «безмонетный период»
13.09.2007
Теги: варяги
история
нумизматика
средневековье
|
Ваш отзыв автору
|
|
|