|
Субботний блик науки № 9
Ненаука
|
«Ты когда-нибудь видела, как рисуют множество?
- Множество чего? - спросила Алиса.
- Ничего, - отвечала Соня. - Просто множество!»
Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес |
Научные недели разноцветные: иногда есть яркие события, а сейчас – серо. В наших краях дождит дни напролет. Слякотно. Все вокруг укутано шелестящей, расслабленной туманной тишиной. Сказочно философски. Не по-научному. Выдворим все науки – выгоним за туман!
Их, науки, принято делить на гуманитарные и естественные. Гуманитарии считают, что имеют дело с общественными явлениями, а естественники с тем, что существует вне человека и независимо от него. И хотя мы-то с вами знаем, что вне человека нет ничего, речь сейчас о другом. Внутри этих двух больших классов, науки распределяют «по предметам». У той или иной науки всегда есть предмет – то, что она изучает. Каждая с чем-то работает: биология изучает разные живые организмы, их развитие, жизнь и, в некоторой степени, смерть. История проецирует текущие представления об обществе в древность. Геология собирает земные породы, а лингвистика штудирует тексты и вслушивается в фонемы, произносимые говорящим. Наличие внятно определимого предмета исследований, обязательно существующего в реальном мире, и делает ту или иную науку – наукой.
Среди естественных заслуженным авторитетом пользуются науки точные, а особенно физико-математические. Вот тут-то рано или поздно возникает вопрос: а как математика попала к наукам?
Действительно, математика лишена реальности своего предмета изучения – объект сей существует только в воображении математика. Он ирреален. Право, не станете ж вы утверждать, что даже самая примитивная прямая может встретиться в природе? Ведь у этой прямой только одно измерение, да она, к тому же, бесконечно длинна. А попробуйте нарисовать или высечь в камне математическую точку или пару на самом деле прямых углов? Или кубическое уравнение, – встречали на улице? Что уж там говорить о числе π или какой-нибудь модулярной форме, из тех, что сильно прославились в свете доказательства Великой теоремы Ферма.
Конечно, в нереальности предмета математики есть важное достоинство – изучающий может узнать о нем все, досканально. И для этого не надо никуда ехать. Ведь если вы помыслили себе прямоугольный треугольник, то будьте уверены – созданный фантом только прямоугольный треугольник и есть. Интересно, что вы, уже представив этот самый «прямоугольный», «знаете» о нем все – ведь необходимые данные находятся целиком в воображении. Просто надо еще ведать, как это «все» извлечь, и, что главное, поделиться с другими. Например, все это замечательное нагромождение парадоксов не помешало в свое время Пифагору изучать прямоугольный треугольник и «открыть» известную теорему, самую сильноприменяемую на практике. Или Пифагор теорему изобрел?
Чем занят математик: изобретает что-то новое или открывает существующее? Популярная дилема. Как и у прочих «задач» такого рода, ответ прост: математик и изобретатель, и «открыватель», математика позволяет и вводить в свой состав новые понятия, изобретая их, и открывать новые свойства этих же понятий. Вот такая дисциплина – простор для разума: физик ограничен мощностью ускорителя, химику не подвезли реактивы, у биолога убежал заяц, а филолог уже третий час лежит под рухнувшей на него стопкой книг и древних фолиантов, – и только математик ничем не стеснен, кроме широты собственного сознания. Свобода. Совсем не научная.
Да, ни «открытие» математических теорем, ни «изобретение» модулярных форм не делают математику наукой. Поэтому в следующий раз, когда вас спросят, вы смело ответите: математика не наука.
Математика – это разум. Она думает. За других. За тех, которые называются науками. Математика позволяет инженеру, однажды освоив дифференциальное исчисление, раз и навсегда «зарыть в землю» множество трудностей в рассчетах, которые иначе преследовали бы его всю жизнь в практической инженерии. Но кто-то подумал уже за него – инженер может заняться своим делом, например, построить мост или самолет.
Математика не наука, и это дает наукам возможность, различаясь предметами, иметь одно общее – математику. Она применяется и там, и тут, и даже в лингвистике. Математика дает науке язык, да еще и непростой – наделенный способностью доказывать и опровергать. А язык – важнейшее проявление разума.
30.04.2004
Теги: математика
|
Ваш отзыв автору
|