|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 51
Об искусственно установленных ограничениях
|
Слушайте музыку остальное видимость
Какой-то рекламный слоган |
Мне всегда казалось, что для того, чтобы слушать, понимать и любить музыку не требуется никаких специальных знаний. Некоторое представление о нотах, музыкальной форме и других подобных вещах, безусловно, сделает прослушивание еще более захватывающим, но это не является безусловно необходимым условием. Причина в том, что хорошая музыка апеллирует к намного более тонким сущностям в человеке, нежели банальный «уровень образования». Ни одно другое искусство не достигает столь высокого уровня абстракции, становясь за счет этого доступным абсолютно любому человеку. В таком контексте я даже возьму на себя смелость сравнить музыку с религией: вход в храм открыт для всех. И только входящий знает, за чем он идет и что вынесет в сердце после ухода.
Многим людям кажется, что для того, чтобы получать настоящее удовольствие от музыки, нужно долго учиться и много знать. В действительности, даже если говорить об уровне игры, скажем, скрипачей — практически любой человек с улицы, услышав игру двух исполнителей, безошибочно сможет отличить хорошее от плохого, а главное, получить от хорошего исполнения удовольствие.
Да, я в курсе того, что о вкусах не спорят. И знаю, что в музыке нельзя выстроить всех по рангам. Другой вопрос, что многим из нас, профессиональных музыкантов, наш профессионализм очень мешает получать настоящее удовольствие от музыки. Часто любитель, который честно говорит, кто ему понравился в концерте, а на вопрос о причинах беспомощно улыбается и разводит руками, во много раз более прав, чем мы: те, кто может любое исполнение разложить по полочкам. Каждый раз, когда мы это делаем, мы упускаем что-то значительное, мы перестаем видеть целое, которое складывается из тех деталей, о которых мы говорим.
Возможно, не самым очевидным образом, но из этого вытекает еще одно известное, но часто игнорируемое соображение: для того, чтобы оказаться хорошим музыкантом, не обязательно заканчивать консерваторию. Более того, многие великие исполнители XX века имели весьма приблизительное представление о музыкальной грамоте. Я, в частности, имею в виду «Битлз», Элвиса Пресли или Фредди Меркури. Эти люди не получили классического музыкального образования, однако, они великолепно чувствовали все то, о чем талдычат всем детям во всех музыкальных школах мира, но лишь единицы в итоге начинают понимать, о чем идет речь: фразировка, окончания длинных нот, связь между нотами, дыхание через паузу и т. д. Вы не музыкант и все это вам ни о чем не говорит? Вам и не нужно. Вы можете ничего не знать об этом и еще о миллионе разных вещей, которые делают хорошее исполнение по-настоящему хорошим, однако исполнителя, который использует все это, вы узнаете из миллиона. Пресли блестяще владел фразировкой. Каждый раз, когда Маккартни поет свою «Yesterday», у меня слезы наворачиваются на глаза: держу пари, никто и никогда не говорил ему о том, что продолжение движения в паузе чуть ли не важнее, чем движение во фразе. Откуда он это узнал и почему у него так здорово и легко получается это делать? У меня есть ответ на этот вопрос. Талант ни с чем не спутаешь.
Более того, и среди современных исполнителей нет-нет, да и проглянет кто-то, в ком ты исподволь слышишь намного больше, чем простой рок-н-ролл. Мне, к примеру, в этом смысле очень нравится Земфира. Серьезно. Другой вопрос, что каждый последующий альбом у нее невнятнее, чем предыдущий, но это, как мне представляется, значит лишь то, что Земфира, как и многие ее коллеги, не удовлетворена имеющимися в ее распоряжении выразительными средствами.
Смех в том, что даже такие талантливые люди, как она, пытаются изобрести велосипед, который был придуман уже лет двести назад.
Мне кажется, вскоре рок-н-ролл откроет для себя массу нового. В частности, ту простую истину, что сила звучания может наращиваться не только увеличением количества инструментов и интенсивности игры, но еще и за счет регулирования количества звука у отдельно взятого инструмента. Проще говоря, они станут использовать динамические оттенки, форте и пиано. Жаль, что рядом с этими талантливыми людьми часто не оказывается, может быть, менее талантливых, но зато более музыкально образованных людей, таких, как Джордж Мартин в случае с «Битлз».
Но самое важное заключается в том, что уровень развития выразительных средств, доступных исполнителю, никак не влияет на качество реализации идей. Пресли даже в ограниченных условиях своего жанра создал шедевры. «Битлз» со своими гитарами и ударной установкой являют пример абсолютно состоятельных музыкантов, которые, к тому же, еще и определили целый ряд направлений для развития музыки на десятилетия вперед. Говоря проще, не так важно, как ты говоришь. Намного важнее — иметь, собственно, повод для высказывания. Те, кто чувствуют, что имеют право говорить, сделают это тем способом, который подвернется под руку — и всегда окажутся убедительны.
Вообще говоря, это лишь подтверждает мысль о том, что деление музыки на направления, которое стало данностью в наше время, строго говоря, идея искусственная. Музыка не бывает «серьезной» или «развлекательной». И нет других музыкантов, кроме хороших или плохих. Остальное — вторично.
14.02.2006
Теги: Beatles
Земфира
музыка
|
Ваш отзыв автору
|