|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 45
Реквием Верди
После смерти одного из величайших итальянских композиторов, Джоакино Россини, в 1868-м году Джузеппе Верди выступил с предложением, адресованным итальянским композиторам: совместно написать Реквием в память об ушедшем великом коллеге. Исполнить новое произведение предполагалось в Болонье, где прошла молодость Россини.
Это предложение было принято с большим энтузиазмом, и сразу же был организован комитет, задачей которого стало выбрать конкретных композиторов и распределить между ними части Реквиема. Кстати сказать, как это обычно бывает в таких ситуациях, выбор был сделан в основном в пользу старшего поколения. Например, в состав авторов вошли композиторы Коччиа и Мабеллини, которые обладали большим авторитетом в то время, хотя сегодня их произведения относят к разряду «заслуженно забытых». С другой стороны, комитет обошел своим вниманием молодых и, как стало известно позднее, гораздо более талантливых авторов Бойто или Понкьелли. Сам Верди вызвался написать часть Libera Me.
В конце концов все части были написаны определенными для этого авторами, однако исполнение этого опуса так и не состоялось. Импрессарио Болонского оркестра отказался предоставить свой коллектив для репетиций, мотивируя свой отказ тем, что репетиции займут слишком длительное время, а это может нанести слишком большой финансовый ущерб его текущим оперным постановкам. Возникла идея перенести премьеру в Милан, однако Верди, со своей стороны, высказался в том духе, что премьера произведения памяти Россини должна либо состояться в Болонье, либо не состояться вообще. Таким образом, совместный Реквием так никогда и не был исполнен. Автографы частей были отправлены обратно их авторам, но их копии по сей день находятся в архиве нотного издательства Рикорди.
Через некоторое время Верди принял решение закончить произведение в одиночку. К этому его подтолкнула смерть еще одного героя итальянской культуры того времени, одного из видных деятелей итальянского национально-освободительного движения писателя Александро Манцони. Роман Манцони «Обручение» считался классикой итальянской литературы еще в то время, когда Верди был совсем юным.
Следует заметить, что этот роман проникнут серьезным религиозным чувством. Либеральный католицизм вообще был, если можно так сказать, в моде у того поколения итальянцев, к которому принадлежал Верди. В этом можно усмотреть некоторый парадокс, поскольку сам Верди всю жизнь подчеркивал свое отрицательное отношение к религии. Тем не менее, он, безусловно, считал произведения Манцони выдающимися памятниками литературы и относился к их автору с огромным пиететом.
Тем не менее, парадокс, о котором было сказано выше, легко усмотреть и в музыке Реквиема Верди. Это произведение написано вполне в рамках религиозных канонов, оно действительно глубоко духовно, но только, если можно так сказать, по-человечески духовно. Религиозный по форме, по смыслу и по духу Реквием Верди музыка, безусловно, светская.
Первое исполнение Реквиема состоялось в Милане, в 1874 году. После этого Верди внес в свое произведение некоторые изменения, и новая версия та, которую мы знаем сегодня была представлена публике в 1875 году в Лондоне.
В 19-м веке было написано не так уж много крупных литургических произведений. Фактически, Missa solemnis Бетховена и Реквием Верди чуть ли не единственные большие достижения западных романтиков в этой области. Полагаю, что это можно объяснить тем, что реквием как таковой выражение некоего общего чувства, общей эмоции. В то же время эмоции у романтиков в основном носили личностный оттенок. Моменты коллективных эмоциональных порывов того времени больше связаны с мыслями о народе, о своей стране, нежели с религиозными чувствами.
В этом смысле Реквием, являясь единственным крупным произведением Верди, написанным не для оперного театра, хоть и написан в виде литургического произведения, по сути является оперой. Во всяком случе, несет в себе большое количество черт, характерных именно для опер Верди. Например, можно сравнить различные виды фанфар из его оперы «Аида» с невероятно мощным и красивым Tuba mirum из Реквиема. Или, скажем, гармонические находки, которые используются в опере Макбет и в Requiem aeternam. Часть Реквиема, озаглавленная Lacrymosa это и вовсе музыка, которая изначально должна была войти в оперу «Дон Карлос», написанную в 1867 году, в виде дуэта тенорово-басового дуэта. По тем или иным причинам Верди отказался от этой мысли, и новая редакция этой музыки превратилась в часть нового Реквиема.
Не говоря уже об абсолютно театральной по ощущениям части Dies irae, которая, вообще-то, не очень подходит для произведения жанра, направляющей эмоцией в котором должна бы быть грусть.
Иными словами, с точки зрения слушателя, для Верди Реквием представляется драмой ничуть не меньшей, чем, скажем, те драмы, которые развертываются в его «Аиде» или «Дон Карлосе». И в операх, и в Реквиеме самое важное для Верди сила и красота человеческого духа. Все остальное в значительной мере условности того или иного конкретного сюжета. Именно выпуклость, яркость и напряженность эмоций делают Реквием Верди одним из наиболее любимых произведений слушателей многих стран до сегодняшнего дня.
Существует огромное число записей этого произведения, из которых я бы рискнул порекомендовать сразу две. Первая запись 1939 года, сделанная хором и оркестром Римской оперы под руководством Тулио Серафина. Сольные партии в этой записи исполняют сопрано Мария Канилья, меццо Эбе Стиньяни, тенор Беньямино Джильи и бас Эцио Пинца. Джильи, с моей точки зрения, чуть ли не самый великий тенор всех времен, а сопрано Канильи мало в чем ему уступает. При том, что Серафин, безусловно, один из величайших оперных дирижеров столетия. К недостаткам этой записи можно отнести то, что она сделана достаточно давно и, вследствие этого, страдает техническим несовершенством. Которое, впрочем, во многом искупается ее многочисленными художественными достоинствами.
Намного более качественная и, одновременно с этим, также невероятно мощная запись Реквиема была сделана в 1979 году оркестром «Филармония» и хором «Амброзиан» под руководством Риккардо Мути. На этой записи поют сопрано Рената Скотто, меццо Агнес Бальтса, тенор Вериано Лючетти и бас Евгений Нестеренко. Рядом с великолепным оркестром Мути, невероятно красивыми женскими голосами и басом Нестеренко одним из лучших басов века тенор Лючетти несколько тускнеет, хотя в целом он поет, безусловно, хорошо. Каждая из этих двух записей, вне всякого сомнения, украсит любую фонотеку и доставит слушателю колоссальное удовольствие.
Есть еще одна запись Реквиема, которая также считается одной из лучших, но к которой лично я отношусь чуть более прохладно. На этой записи дирижирует Тосканини, а теноровую партию исполняет Джузеппе ди Стефано, считающийся одним из самых выдающихся голосов прошлого века. На этой записи также поют сопрано Эрва Нелли, меццо Федора Барбьери и бас Чезаре Сьепи.
Те, кто достаточно долго со мной знаком, вероятно, будут удивлены тем, что, во всяком случае, для первого знакомства с музыкой, я бы не рекомендовал покупать запись, сделанную не так давно под руководством Валерия Гергиева. На этой записи, как мне кажется, очень хорошо поют сопрано Рене Флеминг и одна из самых замечательных (честно говоря, в данном случае я бы даже сказал «великих») певиц нашего времени, меццо-сопрано Ольга Бородина, однако все остальное, включая тенора Бочелли, по большому счету не куда не годится, во всяком случае, если учитывать те записи, о которых сказано выше.
Одним словом, если кто-либо из читателей до сих пор не знаком с этим произведением, я бы рекомендовал как можно быстрее исправить эту оплошность. Реквием Верди, как мне кажется, это то произведение, которое не может не понравиться.
22.11.2005
|
Ваш отзыв автору
|