|
Субботний блик науки № 56
Геликоптер
|
ВЕРТОЛЁТ м. 1. Летательный аппарат тяжелее воздуха, подъемная сила которого создается одним или несколькими горизонтально расположенными винтами, способный производить вертикальный взлет и посадку.
Из словаря |
Чтобы было веселей, сегодня у нас исторический экскурс в интересное. Вот мнение, будто вертолеты это Сикорский, распространено, как и прежде. Тут и там, и даже в ЕЖЕ-листе, проскакивают сообщения, в той или иной мере увязывающие происхождение такого замечательного летательного аппарата, как вертолет, с фамилией конструктора Сикорского. Действительно, не только хирургия, но и многие достижения технического прогресса кажутся типичному современному жителю Земли этакими новыми явлениями. Отголосок этого «феномена» давит и преломляет в том числе и историю вертолетной техники. А название корпорации «Сикорский эйркрафт», производящей в том числе и весьма известные вертолеты, очевидно поддерживает в умах простую связку «вертолет-Сикорский».
Записки на манжетах Слово «геликоптер» придумал француз виконт Гюстав де Понтон д'Амекур, образовав его из двух греческих: «хеликос» — винт, и «птерон» — крыло. «Геликоптером» виконт назвал свою модель вертолета, винты которого, как ни странно, приводились в движение паром. Впрочем, практически все встречались с рисунком «винтовой машины», выполненным Леонардо да Винчи в 1475 (да Винчи ли?, ведь нашли рисунок четыре столетия спустя), что наводит на мысли о «древности идеи». Вообще, сама идея вертикального полета с помощью пропеллера (равно как и архимедова винта, использованного да Винчи в своих фантазиях) распространена в природе вспомните оформление семян разных деревьев, а потому в известной мере очевидна. Наверное, менее очевидна, чем машущий полет, но зато гораздо проще реализуема механически, чем последний. Поэтому разнообразные «вертолетные модели» сочинялись во множестве с давних времен. Например, считается, что в Китае игрушечные самодельные «вертолетики» запускали еще в Средние века. Маленькую модель с двухвинтовой (соосной) схемой и пружинным приводом вроде бы успешно испытал Ломоносов аж в 1754 году. С помощью этого аппарата предлагалось поднимать в высоты атмосферы метеорологическое оборудование. Довольно широко известна простая двухпропеллерная вертолетная игрушка Лонуа и Бьенвеню, датируемая 1784 годом.
Впрочем, до пригодных к практическому использованию машин и в пятнадцатом, и в восемнадцатом веке было еще далеко. Правда, в восемнадцатом все же ближе, да?
Вместе с развитием всей прочей техники, вертолетные идеи множились в веке девятнадцатом, но пока безуспешно сказывалось отсутствие подходящих двигателей, ведь для вертолета необходим мощный, очень легкий и надежный мотор.
Да.
Так вот, традиция гласит: годом рождения полномасштабного человеческого вертолетостроения следует признать год одна тысяча девятьсот седьмой. Потому как именно в конце лета 1907-го года (то ли 27 августа, то ли в конце сентября источники расходятся во мнении) взлетел на высоту больше метра обитаемый с «пилотом» на борту вертолет конструкции французских братьев-механиков Бреге и профессора Рише. Коллеги опередили своего конкурента-соотечественника конструктора Корню всего на несколько месяцев. Вертолет Бреге и Рише массой более полутонны поднимался и висел над землей при помощи четырех винтов диаметром восемь метров. И такое создание, далеко ушедшее от бумажных опытов, уже оказалось похожим на что-то практически применимое.
Сикорский же построил свои первые два вертолета соосной схемы в 19081910 годах. Ни один из них не смог взлететь, и Сикорский переключился на постройку самолетов, где оказался более успешным. С вертолетами продолжали экспериментировать другие.
Например, серьезным подспорьем для появления современных «винтокрылых» машин явилось создание в 1911 году российскими учеными Юрьевым и Сабининым принципиальной схемы автомата перекоса (считайте, что это основа любого современного вертолета, позволяющая ему лететь в нужном направлении) и вообще теории воздушного винта.
А вот первый в мире заказ на военный вертолет получил тоже вовсе не Сикорский, а профессор Ботезат в 1921 году от армии США. (Интересно, что профессор Ботезат, родившийся в России и защитивший докторскую в Сорбонне, до революции 1917 года работал в Петербурге.)
Как бы там ни было, действительно полетели вертолеты только в начале тридцатых годов двадцатого века. Так, в 1932 году аппарат ЦАГИ 1-ЭА (одноместный, с одним несущим и четырьмя рулевыми винтами) поднялся на высоту 605 метров, в то время как зарубежный рекорд составлял только 18 метров. Однако рекорд не был зарегистрирован официально, так как Советский Союз в те годы не входил в Международную Авиационную Федерацию. К сороковым годам более или менее сложились конструктивные схемы вертолетов, ставшие теперь традиционными, и началось развитие работоспособных аппаратов, за которыми и теперь будущее.
А Сикорский вернулся к вертолетам только в 1938 году, пытаясь сохранить свою компанию на плаву. Первый более-менее завершенный летающий образец вертолета Сикорского VS-300 (S-46) появился в 1939 году.
Вот такой поток фактов про действительную связь конструктора Сикорского и зарождения вертолетостроения.
09.07.2005
Теги: авиация
история
|
Ваш отзыв автору
|
|
|