|
Субботний блик науки № 51
Фотоснимки миссии
«Покидание колыбели» человечеством происходит во внеземных изображениях, кои, благодаря научному прогрессу, систематически приносит из пространства Солнечной системы оцифрованный эфир общего пользования. Для удаленного сбора графического продукта и пузыристого его проталкивания с помощью чашеподобных антенн на Землю служат разнообразные космические аппараты, туго набитые цветной вермишелью проводов и иными удивительными электронными компонентами. И важнейший компонент здесь фотокамера.
Готовясь к отправке на Луну, американские астронавты подробно изучали фотодело под руководством мудрых инструкторов: запечатлеть в высоком цветном качестве постановку флагов на грунте земного спутника, равно как и прочие мероприятия, техника позволяла только с использованием намертво приделанных к скафандру фотокамер специальной конструкции (понятно, что не цифровой). Привезенные замечательные слайды до сих пор наполняют особый архив NASA. Вроде, не все даже и оцифрованы. Дефекты же снимков до сих пор интенсивно щекочат неистовое воображение любителей «конспирологических теорий о неполете на Луну». Сколько впечатлений сгенерировала одна лишь арабская цифра, найденная зудящим дотошностью глазом на лунном камне, украшавшем пейзаж. «Это инвентарный номер! Камень просто реквизит с голливудской съемочной площадки, куда как раз и летали астронавты. На площадках все камни пронумерованы». Правда, радость скомкало мини-расследование: выяснилось, что это просто пылинка-ворсинка прилипла к исходному слайду, когда его сканировали.
Вот.
И с тех пор, как лунные астронавты проходили курсы фотографа, многое изменилось. Всего не охватить, но, например, камера HRSC (High Resoluting Stereo Camera стереокамера высокого разрешения), установленная на европейском аппарате «Марс-Экспресс», слайдов, конечно, не собирает, а только цифровые снимки, разнообразно скомпанованные. Без пылинок.
Прототип сей камеры германские специалисты конструировали еще для российской миссии «Марс-96» (стартовала 16 ноября 1996 года), предусматривавшей доставку к красной планете орбитального аппарата (а также и четырех компактных посадочных модулей). Первоначальная камера HRSC должна была работать с борта орбитального аппарата «Марс-96» и решать задачи по картографированию рельефа Марса. Сейчас этим занимается «потомок» той камеры, успешно действуя с борта «Марс-Экспресса». Так вышло потому, что «Марс-96» с Земли улететь не смог, хотя и пытался: в системах что-то засбоило, и аппарат, немного повертевшись вокруг родной планеты, рухнул обратно в ее атмосферу.
Да.
А действующая HRSC летает на «Марс-Экспрессе» и присылает снимки. Вот только если вы подумаете, что эта цифровая фотокамера похожа на одну из тех, что можно сейчас же пойти и приобрести в магазине фототехники... ага, правильно, не похожа. Потому что космическая, хотя в основе та же самая светочувствительная ПЗС-матрица (или CCD), а правильнее будет сказать ПЗС-линейка. Линеек в камере девять, каждая длиной в 5184 пикселей (читай: чувствительных элементов). Тут кадр не весь единовременно экспонируется, а по одной «строке». Зато, так как аппарат-носитель летит, а камера смотрит всегда строго перпендикулярно траектории полета, можно формировать непрерывные кадры разной, «неограниченной», длины (максимальная ширина ограничена 5184 пикселями). Почему линеек девять, а строка одна? Так каждая линейка выполняет свою часть работы по построению этой самой одной строки. Считайте: три линейки для цветов (красный, синий и зеленый), одна ушла на инфракрасную область. Четыре. Осталось еще пять. А они как раз и позволяют этой камере называться стереокамерой, потому как собирают данные для построения трехмерной картинки: они смотрят на наблюдаемую поверхность планеты под разными углами, делая возможным при последующей обработке снимка получение информации о «глубинах пикселей».
Звучит загадочно, но именно это и позволяет из серий снимков, присылаемых «Марс-Экспрессом», строить объемные мультики с полетами над марсианской поверхностью, которые, кстати, можно посмотреть на сайте ESA. Помимо мультиков, в галерее картинок есть и трехмерные рельефы Марса, пригодные к просмотру прямо с монитора через «красно-синие» очки (если таковые у вас завалялись). Галерея находится на сайте создателей камеры.
Так что вторая серия камеры с российского «Марс-96», неудачно упавшей обратно в покидаемую колыбель, вполне себе успешна и шлет картинки.
04.06.2005
Теги: космические аппараты
космос
Марс
технологии
|
Ваш отзыв автору
|
|
|