|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 33
Пойми меня правильно
|
Счастье - это когда тебя понимают.
К/ф «Доживем до понедельника» |
Время от времени совершенно разные люди напоминают мне об одной и той же точке зрения. Заключается она в том, что любой творец обязан отдавать себе отчет в том, каким образом его произведения будут отзываться в сознании, а главное, в душе слушателя. Каждый раз, когда я слышу нечто подобное, я вежливо киваю, но не могу все же не думать о том, что здоровый эгоизм это, часто, намного естественнее, действеннее и умнее, чем бесконечные размышления о том, «как наше слово отзовется».
Все же потребность в самовыражении, чем бы эта потребность ни была спровоцирована, есть одна из самых насущных потребностей человека. При этом профессиональная принадлежность человека абсолютно несущественна. Не случайно существует привычка мурлыкать себе под нос что угодно, и не случайны все эти увлечения гитарами, пианино и тому подобным «несерьезным» музицированием.
Тот, кто никогда прежде не размышлял об этом, будет удивлен, сколь значительное количество людей время от времени подходит или пытается подойти, скажем, к фортепиано, для того, чтобы издать какие-то звуки. Сколь большое количество людей хотя бы теоретически допускает, что это возможно, и, что самое интересно, делает это при благоприятных обстоятельствах. При этом совершенно неважно, что те звуки, которые получаются в результате, даже самый благосклонно настроенный слушатель редко может перенести. Единственное, что по-настоящему значимо в этом случае та музыка, которая звучит в сознании самого исполнителя.
А еще важнее то, что, благодаря этому, впоследствии нередко приходит и способность сносно выражать свои настоящие, искренние чувства, а параллельно с этой способностью мужество и уверенность, которых не хватает очень многим, без которых люди зажимаются, засыхают, утрачивают возможность понимать других и быть понятыми самим. Без которых, даже с самыми дельными представителями человечества, разговор крутится вокруг сплетен и погоды, хотя общение с ними могло бы быть столь же приятным, сколь и полезным, если бы, конечно, они вовремя научились по-настоящему выражать себя.
К чему все это? К тому, что музыка, на самом деле, дает возможность самовыражаться наиболее легким, приятным и, главное, общепонятным способом. Иными словами, по выражению Бернарда Шоу, «музыка представляет собой искусственную форму общения, общую для всего человечества».
Другое дело, что, при наличии определенных навыков, такое самовыражение может также представлять интерес и для окружающих и даже, вероятно, оказывать на них некоторое воздействие. Но неужели, если что мы будем это знать, мы станем каким-то образом корректировать то, что выходит из-под пальцев или смычка? Вернее, неужели действительно стоит производить эту самую корректировку? Нет, вероятнее всего. Иначе теряется весь смысл происходящего.
Точно так же, как не стоит верить и в то, что мы можем хоть немного повлиять на размер или качество своей аудитории. Тем более бесполезно предпринимать для этого какие-то особые действия вроде переложений, исполнения общеизвестной музыки и тому подобных книксенов. Это имеет смысл тогда, когда речь идет о заработке но уж никак не в случае пресловутого самовыражения. Можно только радоваться тому, что хотя бы какая-то часть людей находится с тобой «на одной волне»
Правда, общепринятый «здравый смысл» настойчиво подсказывает, что в сегодняшнем мире воспринимать музыку так же серьезно, как воспринимают экономику или политику все равно, что расписаться в собственном идиотизме. Изначально причины этого массового заблуждения лежат в области экономики, хотя, боюсь, теперь дело уже зашло слишком далеко, и в отдельных случаях стоит говорить и о существенных ментальных изменениях.
Многие люди не могут себе позволить пойти на действительно хороший концерт, либо не знают о нем, либо с большим удовольствием тратят те же деньги на поход в клуб. Благодаря этому они лишены возможности узнать о самом существовании настоящего содержания в том, что принято называть «академической» или «классической» музыкой. При случайном прослушивании они воспринимают это лишь как в большей или меньшей степени благозвучное и относительно сложное сплетение звуков, не имея ни знаний, ни времени, ни опыта, чтобы понять, что за ними кроется выражение самых возвышенных, тонких мыслей и чувств.
Но тут мы, видимо, возвращаемся к тому, о чем шла речь в начале в равной степени важно и уметь понимать, и быть понятным самому.
31.05.2005
|
Ваш отзыв автору
|