|
Балетомания по воскресеньям с Юлией Клочковой № 9
Пуант и погоны
|
сплошной кутеж или увлечение
Д. Лешков, Партер и карцер |
«День юнкера проходил следующим образом: в 7 часов утра приходил трубач и играл зорю. Это означало, что юнкера должны вставать. На самом же деле все продолжают спать. Минут через 20 является дежурный офицер
.»
«Она, как мне казалось, держала себя через чур высокомерно и недоступно, и вся наша партия молодых кшесинистов ее не любила. Я помню, как, сидя раз на галерее на своем 46-м номере в самом центре целой массы поклонников Кшесинской, мы все после прекрасной вариации Павловой сидели, скрестив руки на груди и презрительно оборачиваясь на кучку аплодировавших ей студентов. Когда, несмотря на наше молчание, она по требованию части публики повторила свою вариацию, мы выходили курить, а потом адски аплодировали и вызывали очень скверно исполнившую свою вариацию г-жу Рыхлякову 1-ю
»
Эти две цитаты не из разных, как могло бы показаться, а из одной книги. Таких цитат хватило бы не на одну и не на две колонки. И про поцелуи с балеринками на Пасху. И про букеты танцовщицам. И про обеды и ужины с обильными возлияниями и тостами за Мариуса Ивановича и Матильду Феликсовну. И про то, где, собственно, доставались деньги на эти кутежи.
Денис Иванович Лешков, закончил курс в Кадетском корпусе и Артиллерийском училище, служил в военной службе и всю свою жизнь (18331933) испытывал только одну настоящую страсть балет. Ради этого он, как мог, манкировал службой и сбросил мундир, едва это стало возможно. Ради этого и траты, и игра в карты. Денис Иванович оставил интереснейшие воспоминания, опубликованные недавно под титулом «Партер и карцер». Не надо думать, что это был нежный и утонченный юноша. Описание кутежей и количество выпитого поразит воображение даже бывалого пропойцы. А эти бесконечные романы с танцовщицами! Букеты, конфеты и целования рук!
Но самое интересное в книге не это. Театральное бытование и нравы описаны весьма подробно. Хотите знать, как была устроена клака сто лет тому назад? Лешков очень подробно описывает механизм ее функционирования. Как прима давала билеты на свои спектакли в обмен на овации. Причем клака эта была разнородной. Были там и продажные субъекты, а были и те, для кого, как для нашего героя, это была чуть ли не единственная возможность попасть в театр.
Интересно, что клака в те годы была явлением преимущественно петербургским, а не московским. Как все меняется! Нынче в Мариинском театре определяешь большое количество «понаехавших тут» москвичей именно по неуемному клакерству в зале. Хотя и «местные» любят прокричать «браво» совершенно не к месту.
Кстати, и Москву столетней давности наш автор описывает как балетную провинцию. Сам он не раз оказывался там, вслед за столичными звездами: такая группа поддержки. Посещение спектаклей, посещение поддерживаемого идола, завтраки, кутежи домой, в Петербург возвращались на последние.
А театральные интриги? Ксешинская против Павловой. Павлова против Трефиловой.
А всесильный синклит во главе со знаменитым Скальковским?! Как, вы еще не знаете, кто такой Скальковский?! Бегом в магазин, за книжкой. Тираж-то всего 3000 экземпляров. На всех может и не хватить.
25.04.2005
Теги: балет
|
Ваш отзыв автору
|
|
|