Веб-анатомия по воскресеньям с Артемием Ломовым № 36
Путешествие из Москвы в Амстердам
Этот и несколько последующих выпусков «Веб-анатомии…», как и планировалось, я хотел бы посвятить проблемам доступности контента.
Под доступностью мы будем понимать потенциальную возможность беспрепятственного ознакомления с любой частью информационного наполнения сайта для максимально широкого круга пользователей.
Среди участников этого круга можно выделить две группы, которые требуют к себе особого внимания.
Во-первых, речь идет о людях с ограниченными физическими возможностями. Труднее всего, очевидно, живется в Сети тем, кто страдает дефектами зрения — незрячим и слабовидящим. Другие физические ограничения, к примеру, нарушенная моторика, разумеется, тоже не делают жизнь слаще, но, как правило, препятствуют восприятию информации уже в существенно меньшей степени.
Во-вторых, это пользователи «наладонников», смартфонов и прочих мобильных устройств, существенно отличающихся по своим характеристикам от «полноценных» настольных компьютеров и ноутбуков, для просмотра на экранах которых «заточено» подавляющее большинство современных сайтов.
Подозреваю, что большинство практикующих веб-разработчиков в России, ваяющих сайты по принципу «лишь бы работало в IE при 1024×768, а остальное никого не волнует», сочтут поднятую мною тему, мягко говоря, скучноватой, если и вовсе не экзотической и надуманной.
Я готов к этому — в родном отечестве трудно ожидать чего-то другого… На шестой части суши, где государство не выполняет возложенных на него функций, а вместо этого печется о защите мнимых государственных интересов, причем от собственных граждан, ибо больше-то не от кого, а сами граждане уже давно живут по законам джунглей — каждый сам за себя, инвалиды — это, прямо скажем, неудобная какая-то тема. Скользкая. С одной стороны, их никто не называет изгоями в глаза. С другой стороны, они каждый день испытывают свою совершеннейшую никчемность в этом обществе на собственной шкуре. Для того лишь, чтобы банально проехать пару остановок на городском автобусе, такому человеку приходится прикладывать неимоверные физические и моральные усилия. Чтобы оказаться в салоне (зачастую не отапливаемом зимой и не кондиционируемом летом, но это все мелочи), он вынужден преодолеть основательно выстроенную полосу препятствий. Сначала неизвестно сколько прождать на морозе или жаре нужного автобуса, а дождавшись и еле различив номер маршрута под слоем пыли и грязи, протиснуться между припаркованными на остановке машинами, при этом пытаясь не завязнуть в сугробе или не утонуть в необъятной луже. Но нужно еще взгромоздиться на высоченную подножку, миновать «рога» турникета и, наконец, в героическом бою отвоевать свободное сиденье.
Знаете, я даже не хочу пытаться формально обосновывать необходимость адаптации контента к особенностям людей с физическими ограничениями, тормошить «Яндекс» с намерением раздобыть статистику тех или иных недугов… Просто противно привлекать сухие цифры к человеческому горю. Так что советуйтесь сами со своей совестью, не забывая, по возможности, хотя бы о своих родственниках старшего поколения, которые носят очки с диоптриями, а также о том, что инвалидом может сделаться каждый из нас, и буквально в любую минуту. Все, как-никак, под Богом ходим.
Полагаю, что читателям «Веб-анатомии…» нет нужды разъяснять, в каком городе человек с белой тростью или в инвалидной коляске увереннее чувствует себя на пешеходной «зебре» или на автобусной остановке — в Москве или, скажем, в Амстердаме. Поэтому в дальнейшем к вопросам этики мы возвращаться больше не будем, а беседы свои посвятим исключительно технологиям. Технологиям строительства городов, дружественных к своим жителям. Пусть хотя бы и в виртуальном мире.
Что касается мобильных устройств, то, думаю, совершенно излишне говорить, что их парк прирастает с каждым годом, и те информационные сайты, которые, среди прочего, предоставляют контент в облегченном «мобильном» представлении, уже сегодня оказываются в выигрыше.
Почему я связал воедино две такие, казалось бы, разные и несовместимые категории — инвалидов и пользователей мобильных устройств? А все очень просто: и в том, и в другом случае речь зачастую заходит об одном и том же подходе — выдаче контента с индивидуальным, адаптированным к тому или иному случаю представлением. А с этой задачей, как вы, должно быть, догадыватесь, как нельзя лучше справляется CSS.
13.02.2005
Теги: доступность контента
информационные сайты
|