Веб-анатомия по воскресеньям с Артемием Ломовым № 29
Мозаичные панно
Будучи избавленным от удовольствия участвовать в общественной жизни через посредство необходимости появляться в каком бы то ни было офисе по будням с утра пораньше, я порой испытывал ни с чем не сравнимые ощущения, обнаруживая себя где-то в безнадежном отрыве от времени и пространства. Так, почти никогда я не мог сходу сообразить, какой на дворе день недели или, тем более, какое число. Только в этом году, который ознаменовался для меня целым рядом периодических проектов, среди коих самое видное место принадлежит, конечно же, еженедельным колонкам в «ИнфоБуме», я стал мало-помалу приглядываться к календарю. И, надо сказать, открыл в нем для себя массу всего интересного — в частности, теперь я понял, почему Госдума решила переверстать сетку праздников. А потому, господа, что почти все они выпадают на один и тот же день недели в течение всего года. Проверено. Ибо в году уходящем таким днем стало воскресенье. И это уже четвертая моя колонка, которая выходит в праздничный день. Хотя в следующем году дню Конституции уже не бывать, поскольку нынешней власти, похоже, давно уже стало удобнее игнорировать существование основного закона страны…
Не будем, однако, о печальном. Сегодня мне бы хотелось в развитие наших рассуждений о веб-графике поговорить немного о наиболее красивом ее проявлении — рисованных пиксельных миниатюрах. К коим в первую очередь относятся, конечно, разного рода пиктограммы, или «эконки», как их называет непревзойденный мастер этого жанра — Рома Воронежский. Хотя, конечно, сие направление простирается гораздо шире, вбирая в себя и такие иллюстрации, которые в силу масштабов язык никак уж не поворачивается причислить к пиктограммам — например, визуалы или даже целые сплэш-страницы. Отдельная песня — схемы, превращенные рукой художника из зубодробительной скукотищи в завораживающие полотна, которые хочется с восхищением разглядывать часами.
Современная пиксельная графика (которая, к слову, зачастую уже и не пиксельная никакая — но об этом чуть ниже), сдается мне, уходит корнями куда-то в DOS’овскую эпоху, когда подавляющее большинство программ работало в текстовом режиме. Тогда, если помните, необычайной популярностью среди программистов пользовался ASCII-art — техника выкладывания шестнадцатицветных (и то в лучшем случае!) мозаик из букв, цифр и прочих незамысловатых знаков, которые способны были отображаться на экране монитора. Все это давало возможность хотя бы в какой-то степени оживить монотонный вывод на текстовую консоль. Я до сих пор совершенно точно помню, что символы псевдографики, позволявшие рисовать всякие рамки и «градиентные заливки», в альтернативной кодировке DOS (CP 866) имели коды из диапазона 176—223…
С тех пор много воды утекло. Мастера XXI века не ограничены уже почти ничем. У них в руках и 24-битный цвет, и совершенные инструменты. Многие нынче рассматривают растр только как неизбежное зло, как завершающую стадию жизни, пользуясь для создания своих творений исключительно векторными или даже трехмерными редакторами.
Хорошо это или плохо? Сказать трудно. Да, конечно, подготовка изображения в Illustrator во многом упрощает жизнь — мы можем не обременять себя необходимостью задумываться о будущих линейных размерах картинки в пикселях, обладая возможностью в любой момент получить версию изображения совершенно произвольных размеров. А 3D Studio MAX безупречно, с математической точностью построит блики, полутени, тени и рефлексы на любой поверхности — достаточно лишь определить расположение и характер источника света.
Но не кажется ли вам, что все это уже бесконечно далеко от привычного понимания работы художника, испокон веков державшего в руках отнюдь не лекала, рейсшину и миллиметровку, а холст, краски и кисть?..
Не знаю, как вы, но я лично являюсь непримиримым противником какой бы то ни было автоматизации на обсуждаемом поприще.
Ибо в настоящей растровой картинке художник отвечает за каждый пиксель, а растеризация векторного изображения, насколько бы хорошо она не была отработана, производится бездушной машиной.
Ибо математически правильная тень на грани соцреализма не греет душу, за ней не просматривается индивидуальности художника.
Ибо применение фильтров и плагинов для быстрой реализации тех или иных штампованных эффектов сродни строительству домов не из кирпичиков, а из бетонных блоков. Да, жить в такой серой прямоугольной коробке на безликой городской окраине можно, но там не обрести душевного покоя и эстетического комфорта.
Мне, безусловно, нравятся многие хорошие работы, выполненные пусть даже с применением векторных и 3D-редакторов, но ближе к моему мировосприятию все-таки школа Ромы Воронежского. Кто успел, тот мог три года тому назад прочесть на его сайте narisoval.ru ряд замечательных иллюстрированных рассказов из серии «Как была сделана пластилиновая пиктограмма документа Microsoft Excel», «Как была сделана пиксельная картинка со спящим котом»… Картинки эти, к восторгу изумленной публики, рисовались при помощи простейших инструментов Photoshop — выделения, кисти и ластика.
К сожалению, сейчас этих страниц на просторах веба уже нет, но кое-что от прежнего narisoval.ru пока все же осталось.
А вот вам для симметрии сайт представителя «векторной» школы, Егора Гилева, основателя ЖЖ-сообщества ru_icons. Кстати говоря, животрепещущая тема растрирования — одна из центральных в его «Мастер-классе».
Возможно, в следующий раз, если будет настроение, мы с вами тоже попробуем разобрать какую-нибудь, э… «эконку» в рамках проекта Web-Anatomy.Ru. ;-)
12.12.2004
Теги: веб-графика
|