|
Субботний блик науки № 33
Научный прогресс как комикс
«Эх, прокачу!» говорит Научный Прогресс, иллюстрируя нехитрым девизом свое непрерывное, всеохватывающее движение. Он напорист, неумолим и со стремительностью, будто мудрый змей, проживавший в Эдеме, обвивает мировое древо по спирали, проявляя свой норов во всех областях познания. Многие уверены, что двигатель торговли реклама. А что за пламенный мотор шелестит клапанами внутри прогресса науки? Что за мотор, спрашиваете? Да кто его знает, что там за мотор! Но вот топливо для него известно какого рода это внимание публики.
И вот, если между десятком жителей, мирно прогуливающихся парами по пешеходным улицам глухой швейцарской деревушки, не удалось сыскать троих, слышавших что-то о главном достижении вашего научного направления, то пишите пропало. Направление такое имеет перспективы только в том плане, в каком сможет быть полезным другим, более удачливым направлениям, из тех, про которые знали пять, семь и (даже!) девять опрошенных жителей. (Десятый оказался совсем глухим и вместо ответа хватил проводившего опрос журналиста по спине клюкой, обычно используемой при ходьбе.)
Ну про астрономию-то все слышали. А откуда ж, спрашивается, жители глухой альпийско-швейцарской деревушки могут узнать о достижениях из других замечательных разделов научного знания? Университета-то в их горах нет! Ага. Но зато они смотрят телевизор, вприкуску с шоколадом отменного качества (а некоторые О! некоторые даже знаменитым сыром приправляют процесс приобщения к текущей мировой ситуации). Из телевизора про астрономию и знают. Помните, недавно мы уже обсуждали важность такого научно-исследовательского продукта, как иллюстративные картинки именно они составляют основу видеоряда, теперь же можно перейти к следующему аспекту драматургии.
И правда, для всякого комикса важны не только картинки, но и сюжет. Искушённый комиксист знает: великолепный сюжет с легкостью бэтмена спасет от провала даже самые простые, никуда не годные картинки, составляющие визуальную основу произведения. Динамичное развитие, тугая пульсация событийного жгута, неожиданная и вместе с тем правдивая смена сцен вот то, что легко вознесет тиражи рядового в плане рисунка комикса на альпийские и даже гималайские высоты. И главное, чтобы среди событий всегда было что-то новое, как бы неожиданное, но именно то, чего публике только и надо.
Создать такое художественное событие не всегда просто, да к тому же еще надо оставаться в рамках законов жанра. Вот где работа для драматурга. Ибо если в фэнтезийном комиксе про скачущих на лошадях мускулистых древних варваров и допекающих их шаманов, увенчанных тряпьем и козлиными черепушками, вдруг появляются сверкающие космические хронодесантники на пыхающем плазморакетами звездофлаеромобиле, то художественная правда страдает и тухнет, не вынеся такой припарки. Иными словами тернист и непрям путь создателя сюжета.
И вот именно поэтому палеонтология побеждает астрономию. Да.
Палеонтологические новости (конечно, про динозавров) приходят не реже раза в месяц и снабжены не только замечательными картинками. Нет. Здесь есть сверхидея и генеральная линия. Тут не просто динозавры многообразны. Теперь все время находят динозавра то самого большого за всю историю палеонтологии, то самого маленького, то самого древнего. Держа публику в перманентном напряжении. Думали, что нашли самого крупного динозавра для Великобритании? Да, это было событие. И вот уже через неделю откопали самого древнего, хоть и маленького, но в Бразилии. Научная конкуренция! «Ваша ископаемая кость какой длины? Два метра, говорите? Только два? Хе-хе, а мы в прошлом месяце уже трехметровую достали из раскопа. Сейчас расчищаем. А в следующем планируем увеличить наш результат до трех метров двадцати семи сантиметров!» И зритель неотступно следит за почти спортивной гонкой приоритетов.
И при этом еще и рисование да строительство моделей древних обитателей Земли, оставивших нам пару костей, обеспечено нужной широтой творческого поиска, оставаясь внутри одной дисциплины. Злых рептилий сотни видов. Есть с шипами, есть без. Роботов, демонстрирующих повадки вымерших холоднокровных, можно собирать в группы по пять или по семь. При желании, когда интерес публики ослабевает, персонажи внутри групп могут быть перетасованы: раньше зеленый ел коричневого, теперь наоборот по новой парадигме коричневые стали опаснее. Драматургия!
А что же астрономия? Теперешняя астрономия, как наука точная (не то, что палеонтология), скована, сдавлена узкими рамками физических традиций. Многообразие объектов не так велико хорошо если десяток интересных публике наберется да и все они выглядят одинаковым, набившем уже оскомину образом: не очень разноцветные сполохи-протуберанцы, струи огня да яркие искры звезд на темном фоне. Ну да, еще есть черные дыры так их вообще не видно. Жанр хоть все еще силен, но вымирает, вслед за костяными динозаврами. Драматургия, опять же, слаба: идут себе очередные туманности и галактики одна за одной. Ни тебе публичной борьбы взглядов: кто там более опасную черную дыру обнаружил, ни новых персонажей.
Итак, либо астрономы, окончательно преодолев робость перед законами физики, придумают новый, весь из себя оригинальный, космический объект (но чтобы в традиции всего комикс-сериала!), либо калейдоскоп конкурирующих достижений динозавровых палеонтологов вытеснит астрономию из вечерних новостей.
Это, конечно, если до палеонтологии физики с математиками не доберутся, дабы схлопнуть тамошнее творческое пространство.
Так-то вот, следите за новостями.
11.12.2004
Теги: палеонтология
пресса
|
Ваш отзыв автору
|
|
|