Веб-анатомия по воскресеньям с Артемием Ломовым № 17
Где, откуда и куда
Я приношу свои извинения постоянным читателям «Веб-анатомии…», привыкшим обнаруживать анонс свежей колонки о сайтостроительстве в оглавлении «Информационного бума» каждое воскресенье в предрассветные часы. Коррективы в привычный график внес мой отъезд в Казань, откуда я вернулся вчера под вечер. Мое твердое поначалу намерение заняться колонкой сразу же по приезде домой безвозвратно утонуло в коктейле из дорожной пыли, ярких впечатлений от красоты и неожиданной гостеприимности древнего города, приятного следа в сознании от встреч, состоявшихся на волжских берегах, и разбора завалов спама в почтовом ящике.
Но лучше поздно, чем никогда. И сегодня я предлагаю побеседовать немного о столь насущной составляющей информационных сайтов, как система навигации.
В идеале — об этом можно прочесть у Нильсена — навигация сайта должна в любой момент предоставлять посетителю четкие ответы на три вопроса: «Где я нахожусь?», «Где я уже был?» и «Куда я могу отсюда пойти?»
Качество и удобство системы навигации любого сайта напрямую зависит от того, насколько ясной и продуманной является его логическая структура, принятая на одном из начальных этапов проектирования. Обычно логическая структура сайта изображается в виде дерева, корнем которого выступает индексная страница.
В то же время, картина реальных взаимосвязей между страницами веб-ресурса почти никогда не является зеркальным отражением нарисованного на бумаге дерева логической структуры — зачастую устройство средств навигации намного сложнее условной древовидной схемы, ибо на большинстве сайтов навигация предусматривает значительное количество неосновных, вспомогательных связей. Все подобные ссылки, как правило, избыточны, но благодаря ним можно существенно увеличить «юзабельность» сайта. Здесь уместно вспомнить известное «правило двух щелчков» — крайне желательно, чтобы переход между двумя любыми страницами можно было осуществить при помощи всего двух нажатий на кнопку мыши. А такое без вспомогательных связей реализовать на сайтах с многоуровневой иерархией древовидной структуры принципиально невозможно.
В основе любой системы навигации, конечно же, лежит краеугольный камень идеологии Всемирной Паутины — гипертекстовые ссылки. Но состав средств навигации ими вовсе не ограничивается — при ближайшем рассмотрении устройство любой сколько-либо сложной навигационной системы выявляет неоднородность.
Так, все средства навигации можно подразделить на внутренние и внешние (по отношению к данному сайту). И лишь внутренняя навигация представлена гиперссылками, размещенными на страницах сайта, тогда как навигация внешняя, «неофициальная», сопряжена со свободой перемещений, предоставляемой пользователю программой-клиентом, то есть браузером. Так, кнопка «Назад» — безусловный лидер, ее нажимают на порядок чаще, чем соседнюю «Вперед». Помимо двух этих кнопок, к средствам внешней навигации можно отнести адресную и статусную строки браузера, а также заголовок его окна.
Внутренняя навигация неоднородна сама по себе. Первое, на что обращает внимание посетитель — обособленный навигационный блок, где представлены ссылки на базовые разделы сайта. Это «парадная», магистральная, основная часть системы навигации. Но на страницах сайта пользователь может встретить и вспомогательные элементы навигации — например, ссылки с надписями «К предыдущему подразделу», «К следующему подразделу», «На уровень вверх», «В начало» и т. д.
Что нужно сделать для того, чтобы система навигации создаваемого сайта удалась на славу? Прежде всего, конечно же, необходимо следовать общепринятым правилам хорошего тона. Не мешало бы также облегчить труд по созданию и сопровождению сайта себе любимому, дабы не возникало соблазна означенные правила нарушить.
Концептуальных вопросов разработки систем навигации мы коснемся в следующей колонке. А о технической реализации, как обычно, замолвим слово в рамках проекта Web-Anatomy.Ru. Тоже в следующее воскресенье.
19.09.2004
Теги: информационные сайты
навигация
|