|
Обертоны по вторникам с Борисом Лифановским № 5
Сделайте мне красиво!
|
Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном.
М. Е. Салтыков-Щедрин |
Несколько дней назад Евгений Скляревский, ведущий «Арбузного ломтика», на внутреннем листе рассылки ИБ предложил всем авторам написать колонку на тему «как бы вы изменили Сеть, если бы могли руководить ею». Кому как, а мне, откровенно говоря, трудно ответить на этот вопрос в том виде, в котором он поставлен. Другое дело, что я вполне способен более или менее четко сформулировать, чего мне не хватает сегодня в Сети.
Еще совсем недавно, лет 78 назад, русскоязычных сайтов об академической музыке не существовало вовсе. Затем, в течение довольно длительного периода, их было настолько мало, что создатели практических всех российских академических музыкальных сайтов знали друг друга в лицо. Сейчас этот дефицит, к счастью, преодолен. И все же до сих пор есть несколько идей, которые буквально носятся в воздухе и ждут, пока кто-нибудь, наконец, воплотит их в жизнь.
Первой и, пожалуй, одной из главных таких идей является создание FAQ по академической музыке на русском языке. О необходимости написании такого документа мне еще в 1998 году говорил Александр Гагин, и я, было дело, даже начал его писать, но с тех пор продвинулся не очень далеко. Насколько я понимаю, подобный FAQ облегчит жизнь довольно большому количеству людей, которые хотели бы слушать академическую музыку, но не знают, с какой стороны к этому делу подступиться. Прежде всего, потому, что существует (и упорно многими культивируется!) убеждение, что академическая музыка это очень сложно, невероятно серьезно и, к тому же, чтобы слушать такую музыку, нужно много чего знать. Все это, конечно, полный бред. В действительности, академическая музыка, как и любая другая это развлечение. Слушают ее для того, чтобы получить удовольствие. Что же касается знаний, необходимых, например, для выбора того или иного произведения для прослушивания в том или ином исполнении их вполне можно получить уже в процессе, причем не потому что «надо», а потому что вам захочется узнать те или иные вещи о той музыке, которую вам нравится слушать.
Таким образом, FAQ необходим в первую очередь для того, чтобы объяснить, что академическая музыка это не так сложно и не так страшно, как кажется. Кроме того, он должен отвечать на ряд животрепещущих вопросов, вроде «почему на концерте нельзя хлопать между частями и когда надо хлопать?» или «почему симфониям даются не названия, а номера?»
Понятно, что лично я не испытываю большой необходимости в подобном руководстве, однако хотелось бы иметь возможность отправить в него тех, кому требуются простые ответы на простые вопросы. Надеюсь, что этой осенью мне все-таки удастся хотя бы начать делать такой FAQ, но обещать ничего не могу.
Другой простой, но мощной идеей является создание регулярно (по возможности ежедневно) обновляемой ленты новостей академической музыки. Попытки создать такую ленту предпринимались достаточно давно, однако до сих пор единственным успешным русскоязычным проектом в этом жанре является лента новостей, расположившаяся на сайте Oboe.Ru.
В настоящее время это единственная постоянно обновляемая лента новостей академической музыки на русском языке. Она существует с 2003 года, но, к сожалению, до сих пор предлагает достаточно ограниченный спектр новостных материалов, в основном имеющих отношение к аутентичному исполнительству и современной музыке. Среди плюсов этого проекта безусловно, то, что новости не ограничиваются событиями, происходящими в России, а дают возможность постоянному читателю также оставаться в курсе и мировых тенденций. Полезной и удобной функцией для владельцев профильных сайтов является также возможность транслировать новости из этой ленты на другие сайты интернета с помощью RSS.
Заодно с такой лентой можно было бы делать сводную афишу концертов в залах Москвы (а со временем, может быть, и других городов России) наподобие той, которая когда-то выходила на «Московском Музыкальном Вестнике», в том числе и в виде рассылки.
Авторитетная лента новостей, благодаря которой можно было бы оставаться в курсе всего происходящего, и концертная афиша это, пожалуй, главное, чего не хватает в интернете лично мне. Понятно, что можно собрать некоторое количество ссылок на нужные сайты и время от времени обходить их с инспекцией. Что я, в общем-то, и делаю. Однако не всегда на это есть время. И потом, если информацию о концертах еще кое-как найти можно, то с музыкальными новостями совсем беда. Крупнейшим их источником по сей день остается агентство ОБС оперативное, но крайне ненадежное, к сожалению.
Те сайты, которые, казалось бы, должны и могут взять на себя эту миссию, по тем или иным причинам этого не делают. Среди таких на первый взгляд содержательных, а на деле весьма инертных, проектов можно назвать, скажем, сайт телеканала «Культура». Или портал «Культура», выросший из электронной версии национальной газеты «Культура». Последний с первого июля и вовсе приостановил свою работу в связи с отсутствием финансирования со стороны учредителя Министерства печати РФ, которое, как известно, было укрупнено.
Сервер Russianculture.ru, несмотря на то, что, как сообщает подзаголовок, это официальный сервер Министерства культуры России, в течение длительного времени скромно зовет себя «пилотной версией», что, видимо, дает возможность команде, работающей над проектом, ограничить круг своих интересов материалами энциклопедического характера и не обращать внимания ни на что иное.
Лично мне хотелось бы однажды увидеть крупный и активно обновляемый источник информации о новостях музыкальной жизни страны и, по возможности, мира. Потому что серьезных сетевых проектов, посвященных широкому кругу тем, связанных с академической музыкой, подобных ММВ и Music.Ru-2 (до сегодняшнего дня не сохранившегося) до сих пор не появлялось. Другое дело, что, возможно, под вопросом находится сама необходимость существования такого проекта.
В 1998 году InfoArt (который сегодня не существует) проводил исследование, посвященное изучению интересов русскоязычных пользователей интернета. Согласно этому исследованию, на тот момент порядка 20% общей аудитории русскоязычного интернета (т. е., на тот момент, порядка 200 тысяч человек) декларировали наличие интереса к академической музыке.
Понятное дело, что от указания в числе своих интересов академической музыки до регулярного интереса к материалам на эту тему довольно далеко. Можно посещать концерты один или даже несколько раз в год, но при этом не испытывать большой необходимости в информации о музыке настолько, чтобы регулярно читать материалы специализированных сайтов. С тех пор количество пользователей в русскоязычном интернете выросло на несколько порядков. Соответственно, выросло и количество людей, интересующихся академической музыкой. Однако до сих пор не появилось ощущения, что уже сформировалась выраженная потребность в крупном специализированном портале на тему академической музыки.
И тем более далеко до появления профессиональных ресурсов. Опять же, лично я, к примеру, с удовольствием посмотрел бы на российские аналоги Musicalchairs или CDBaby, но, боюсь, что такой возможности у меня не будет еще довольно долгое время.
В целом, как видите, запросы у меня довольно скромные. Во всяком случае, в них нет ничего, что было бы принципиально неосуществимо. Если честно, то я до сих пор не устаю поражаться, какие широкие возможности предоставляет интернет профессиональным музыкантам и тем, кто серьезно интересуется музыкой. Недавно даже написал об этом что-то вроде книжки, которая когда-нибудь будет опубликована. Если, конечно, удастся договориться с издателем-заказчиком, с которым, как недавно выяснилось, у нас совершенно разные представления о том, что ищет музыкант в интернете, и как об этом нужно рассказывать
Кстати. Было бы интересно узнать, какие сайты и сервисы, связанные с музыкой, вы посещаете и используете. А главное чего вам не хватает сегодня в Сети? Может быть, в ответ я смогу навести вас на что-то, что в интернете уже есть, но вы об этом не знаете? А может быть, если идея окажется новой и интересной, смогу однажды подкинуть ее кому-то, кто воплотит ее в жизнь
14.09.2004
|
Ваш отзыв автору
|