Пятничный шип № 118
Телеса вина
А не доводилось ли вам, господа, читать как-нибудь музыкальную рецензию вот в таком духе: «Симфония композитора N отличатся сбалансированностью низких и высоких нот, однако грешит слишком большим количеством септакордов. Кроме того автор злоупотребил использованием форте духовой группы в ущерб пианиссимо струнной группы».
Впрочем, можете не отвечать! Я знаю, что подобных музыкальных рецензий вам читать не доводилось. Потому что ни один музыкальный критик будучи в здравом уме и твердой памяти подобного бреда не напишет.
Так почему же люди, называющие себя «винными критиками» пишут сплошь и рядом подобный бред о винах? Открываю намедни толстый журнал, читаю: «Общее впечатление — эклектичное вино, собранное из разных нот, во вкусе не хватает танинов, не чувствуется фруктовых оттенков в запахе, а главное — вину не хватает тела». Ну и как вам? Похоже на «музыкальную рецензию» с которой я начал колонку? Вы можете понять о каком вине идет речь, исходя из такой «рецензии», можете хотя бы отдаленно создать у себя ощущение этого вина?
Я уже не раз говорил о том, что писать о музыке и о вине — занятия сходные. Потому что каждая бутылка вина — это симфония, складывающаяся из вкуса и запаха, точно так же как музыкальная симфония — складывается из нот и пауз.
При этом почему-то все понимают, что если разобрать музыку на ноты, то никакой музыки и не останется вовсе, одни ноты. И не понимают, что с вином в аналогичной ситуации произойдет то же самое.
Впрочем, я, кажется, догадываюсь в чем тут дело.
Но начну издалека.
В любом ремесле есть свой профессиональный язык, который профи выработали, чтобы в своей среде кратко и образно обмениваться их профессиональными тонкостями.
Можно например сказать, что «он выставил на продажу бумаги, которыми в данный момент не владеет». А можно сказать проще на профессиональном жаргоне «он продает без покрытия», и сразу все биржевикам становится понятно о чем идет речь.
Любое обучение специальности начинается, как правило, с освоения профессиональной терминологии и базовых технических навыков.
А в современных реалиях частенько ровно этим и заканчивается. Современный ритм жизни требует: скорее, скорее. Незачем годами осваивать то, что уже освоено, разложено по полочкам и систематизировано. Мастерство, которому надо учиться полжизни, заменяется владением технологиями, которому можно обучиться намного быстрее.
О том, что есть узкие места, где мастерство ничем не заменишь, думать уже некогда.
В последнее время я все время сталкиваюсь с выпускниками бизнес-школ, которые знают очень много красивых мудреных слов и умеют их говорить к месту и ко времени. Они знают как написать правильный бизнес план и как рассчитать критический путь проекта. Но при этом заваливают один бизнес за другим.
Мне приходится общаться с многочисленными фотографами, которые прекрасно могут отличить правильную композицию от неправильной, с полпинка могут объяснить как правильно установить глубину резкости и фоновую подсветку. Но при этом снимают нуднейшие, хотя и технически правильные снимки.
Когда количество рецензий про «тело вина» в кулинарных изданиях перевалило некие разумные границы, я ради любопытства сходил на пару «курсов сомелье» и посмотрел, чему там учат.
А учат там, господа, как раздребабанить вкус вина на составляющие, и как эти составляющие правильно обозвать, чтобы любой кто ходил с тобой на такие же курсы понял, что ты имеешь ввиду.
Да ещё — иногда учат, что молодое вино имеет по большей части пурпурные оттенки, а старое вино — кирпичные. Учат, как правильно надо поболтать вино в бокале, и как правильно состроить глубокомысленную физиономию помахав бокалом у носа. Учат какими словами охарактеризовать «тело вина».
А вот про душу вина — ни слова. Ни слова о том, как проникнуть в эту душу, как полюбить вино, и как добиться он него ответной любви. Любви, которая всегда сопровождается такой искренностью, что для полного взаимопонимания достаточно порой только взять в руки бокал, чтобы прочувствовать — оно или не оно.
Вино — капризная дама, господа. И эту даму не надо раздевать, препарировать и раскладывать на составные части, чтобы постичь её суть и добиться взаимности. Она этого не поймет. За ней надо ухаживать, долго, годами, надо проехаться по местам, где она рождается и живет, надо прикоснуться к ней во всех её проявлениях и ипостасях во все её возрастные периоды. И лишь тогда она ответит вам взаимностью.
Ничего этого ни одни скоротечные курсы сомелье дать не в состоянии…
А сейчас, извините. Мне некогда, мне надо успеть на премьеру одного художественного фильма, о котором я слышал много хорошего. Говорят, что количество юмора в этом фильме на 20 % выше, чем в среднем по жанру, выразительность музыкального сопровождения на 15 % превосходит лучшие образцы, а на спецэффекты было потрачено на 60 миллионов баксов больше, чем обычно тратится на такие фильмы.
Эти цифры, вне всяких сомнений, свидетельствует о гениальности фильма.
27.11.2009
Теги: бокал
вино
сомелье
|