|
Субботний религиозно-философский семинар с Эдгаром Лейтаном № 6
Свет с Востока и кармические прыгуны
|
Я внимательно посмотрел его карму и обнаружил...
С. Н. Лазарев, Диагностика кармы |
Многие, отвергающие на Западе церковное христианство за его якобы «репрессивный» характер, часто безоглядно бросаются в объятия «индийской духовности», надеясь найти там то, что кажется недостающим дома. В том числе и в попытке ответить на вопрос о наличествующем в мире зле и несправедливости.
Писать об Индии в надежде выявить там некий особый тип «духовности» так же безнадёжно, как и говорить о Европе и её «едином христианстве». Грамматическое единственное число в подобных высказываниях свидетельствует о том, что мы имеем дело не с реальными фактами, а с мифологемами, если не хуже. Хуже может быть только поставление естественной способности человека к мифотворчеству на службу идеологиям. Если миф сам по себе зачастую оживляет, то идеологии, мне лично представляющиеся подобными духовным эпидемиям, нередко приносят обратный эффект, заливая Земля кровью и слезами. Как правило, чужими.
Договорившись для простоты считать, что «индийская духовность» для европейцев представляет собой ярко выраженную мифологему, попробуем задаться вопросом, а что же для нас наиболее привлекательно в этом мифе, в контексте разговора об «оправдании Бога» и «образе человека»? Тут всплывает модное слово, которое можно полагать уже давно прочно вошедшим в лексиконы основных европейских языков, включая и русский. Это слово — «карма».
Карма представляется нам связанной с идеями множественности земных существований сознания и перерождений индивидуальной «души». Вспомним, как часто герой какого-нибудь голливудского боевика, отправляя на тот свет злодея или погибая от его руки сам, восклицает: «Мы встретимся в следующей жизни!» Мысль о «других жизнях» прочно вошла в повседневные, нерефлексируемые основы мировоззрения многих западных обывателей как нечто, что разумеется само собой. Даже тех, которые считают себя христианами. И обыватель очень не любит задаваться вопросами о корнях своих верований.
Карма и «перерождения души», казалось, с лёгкостью объясняют видимые противоречия, заставляющие многих содрогаться в благородном негодовании: между страданиями невинных и благополучием негодяев. Теперешний успешный мерзавец якобы творил в прошлых жизнях добро, а нынешний безвинно страдающий праведник был, наоборот, злодеем. Наличествует, с одной, стороны — наш самолелеемый образ гуманистов, друзей голодающих и плачущих детишек, — и раздражение на традиционный образ «доброго Бога», допускающего всё это! Правда, нередко наиболее сильно негодующие на Бога друзья человечества не пожертвуют ни сантиметром собственного комфорта для скорбящих, немощных и отверженных. Те же, кто конкретно делает и жертвует, предпочитают совершать это безо всякой рекламы.
Христианская идея о единственности нашей жизни, здесь и теперь, предполагающая огромную ответственность за наши действия, подменяется безответственностью «телепорта», скачущего не только из страны в страну, но и из тела в тело. Все мы знаем самозванных целителей, занимающихся с помощью магических приёмов «диагностикой кармы». Нынешний массовый успех в России наукообразных чародеев вроде С. Н. Лазарева, а также распространение идей семейства Рерихов многое говорит о состоянии умов.
«На ура» воспринятая на Западе идея кармы соседствует с соответствующим этому образом человека. Главной здесь является, опять же, мысль о непримиримом дуализме тела и души. Душа представляется единственно важной, а человеческая телесность, вполне в духе индийской Бхагавадгиты, не более, чем «старыми одеждами», меняемыми на новые, когда подходит срок «переодевания» (ср. Бхагавадгита, 2 глава, стих 22). Я не ругаю здесь это великое произведение древнеиндийской словесности! Мне просто хочется пояснить для желающих понять всю несводимость друг к другу религиозных концепций, имеющих совершенно различные корни.
Если Библия с огромной симпатией и пониманием относится к человеческой телесности и связанным с нею естественным отправлениям (вплоть до святоотеческой темы «обoжения» тела), то воспринятый на Западе сегмент т. н. «индийской духовности» в виде философии веданты, пытающейся выдавать себя за единственную «индийскую философию», не придаёт телу ровно никакого самостоятельного значения.
Понятие кармы на санскрите связано с семантикой деятельности или активности. В своих ведических истоках «кармой» называлась ритуальная деятельность, жертвоприношения божествам с целью получения конкретных результатов, благоприятных во вполне земном смысле для индивидуума. Со временем понятие кармы связалось с более поздней идеей перерождений (которую никак нельзя считать ранневедической), став как бы маркером всеобщей, вселенской причинно-следственной зависимости. Немалый вклад в философское развитие кармических теорий в древней Индии внесли буддисты, отвергавшие, правда, идею индивидуальнoй души.
До сих пор для традиционных индусов карма и перерождения представляются ужасной, полной страданий реальностью, которой подвержены даже могущественные боги. Идея же кармических трансформаций индивидуальной души, перекочевав на Запад, подверглась уплощению, став, наоборот, как бы шансом в «следующей жизни» начать всё заново, наверстав безнадёжно упущенное в настоящем.
Образы Всевышнего в реальной Индии так же многообразны и неоднозначны, как и всё остальное. Особо полюбившийся на Западе индийский образ Бога представляет Его в виде единства противоположностей: жизни и смерти. Согласно этому образу, Добра и Зла не существует в своём абсолютном измерении, как нет и по-библейски строгого императива выбора между ними. Всё относительно: то, что одному кажется злом, на некоем «высшем уровне сознания» может представлять собой добро, и наоборот.
Почему-то считается само собой разумеющимся, будто человек, рассуждающий об «относительности» Добра и Зла и призывающий во свидетельство своей правоты «ведическую мудрость», сам видит при этом истинную суть вещей. Если такие «мудрецы» вдруг получают реальную власть над другими людьми, последствия можно предугадать. И скорее всего, это будет не облегчение страданий немощных и малых сих.
03.01.2009
Теги: Восток
|
Ваш отзыв автору
|
|
|