Rambler's Top100

вгик2ооо -- непоставленные кино- и телесценарии, заявки, либретто, этюды, учебные и курсовые работы
  ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Вардан Ануш,
Либенсон Андрей
Идея: Вардан Ануш

МОЛОДЕЖЬ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
(ПЛОХОЙ, ХОРОШИЙ, НИКАКОЙ)

синопсис
полнометражного художественного фильма
состоящего из трех новелл


© 1997
ТО "ЦЕНТР ПЛАН"

* * * * * * * *

Социологами замечено, что хронологические границы какого-либо периода часто не соответствуют его культурному, этическому и эстетическому резонансу. Так пресловутые шестидесятники берут свое начало в стиляжничестве конца пятидесятых, а шлейф этого феномена мы пожинаем и поныне. Время отнюдь не герметично и революционные этапные события позволяют только утвердиться в этой мысли.

Три сценария, каждый из которых отображает соответственно события в России 84-ого, 91-ого и 97 годов позволяют проследить динамику развития молодежного движения России начиная со времени излета советского режима, через период "дикого капитализма" к нынешнему дню, где молодежь существует отстранено от политики и от любой проблемности.

Жизнь в меняющемся мире - таков лозунг объединения трех на первый взгляд не связанных друг с другом сюжетов. Эстетика "совка" - лозунгов на крышах, первомайских парадов и унылой пустоты прилавков неожиданно быстро сменилась первыми рекламными щитами, кажущимися заплатами на блочных стенах спальных районов, корявыми ларьками, продающими самопальные джинсы и первыми иномарками, лихо брызгающими грязью в лицо прохожим. Однако и это прошло. Как-то незаметно действительность расцветилась красками кислотных дискотек и коммунистическое прошлое стало предметом эстетической ностальгии. Теперь мы с иным чувством поем песни прошлых лет, смотрим старые кинокартины и естественно открещиваемся от всякой политики. Мы эмоционально непоследовательны и подсознательно последовательны. Мы взываем к демонам прошлого, явно тяготясь обретенной свободой.

Героями сценариев "КОШКИН ДОМ", "МИТИН ВАЛЬС" и "ДЖАНК" являются двадцатилетние. Каждый из них проживает свой отрезок этого размытого десятилетия и по-своему отражает его.

Каждое время имеет свой цвет, запах. Возможно это существует лишь в воображении художника. На этом и согласимся. Каждый их рассматриваемых сюжетов диктует свой киноязык, цвет, ритм, фактуру. Так "КОШКИН ДОМ" - представляется черно - белым. "МИТИН ВАЛЬС" - почти монохромным, "ДЖАНК" - вопиюще цветным. Каждому из сценариев соответствует свое время года - соответственно - зима, весна и лето.

ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ : "КОШКИН ДОМ"

Автор сценария: Ануш Вардан
при участии Андрея Либенсона

"... Я плохой!" (надпись на заборе)

1985 год. Начало перестройки. Начало конца движения диссиденства. Расцвет панковского движения в Петербурге, которое еще не поглотило полностью новостройки. В то время с панк-роком были связаны многочисленные "перформансы", как то - выезды на природу для съемок фильмов или устраивание акций по домам. Сценарий основан на реальных событиях, произошедших в Питере в начале 80-х с участниками известной панк-группы .

Федор - музыкант и лидер Питерского панк-движения, оговорился в "Сайгоне" (по-пьяному делу, конечно) - об очередном "перформансе". Что-то про кошку, что-то про то, что бы ее съесть... В общем, плохо помнил. Пьян был.

На следующий день в его квартире, превращенной матерью Федора в место диссидентских посиделок, Федор оказывается в шумной компании большей частью незнакомых ему людей - диссидентская философствующая группировка в комнате за водочкой, корреспондент радиостанции "Свобода", сама мать Федора, и какая-то молодежь... "Боге-ема..." - как называет их Федор. Все чего-то ждут. Отдельные яркие выкрики: "Панки!.. Мать вашу!.. Пора рушить культурные традиции!", "Покажите нам!" И - (крайне заинтересованный голос девушки): "Здесь панки кошку есть будут!"..

Стоит оговориться, что в мифологии Петербурга статус кафе "Сайгон" претерпел очевидные изменения. Из места встречи молодых радикально настроенных литераторов 60 - х годов он превратился в место тусовки системной молодежи со своей внутренней иерархией, невидной непосвященному. Те, кто участвовал в жизни "Сайгона" 80-х, могут припомнить, что царящий там анархический демократизм подпитывался эпатажными акциями и контр-культурными провокациями. И главные герои "Кошки" становятся лишь невольными исполнителями "возложенной", навязанной им миссии "разрушителей культурных традиций". Что, в какой-то степени, произошло вообще с рок-музыкой в России.

...В финале, на классической кухне, за сваренным "обедом" с почти аплодирующими зрителями, за кадром услышим знакомые позывные радио "Свобода" и голос диктора, искаженный бдительной глушилкой: "По сообщению нашего корреспондента в Ленинграде Марьяны Цкай, несколько дней назад в городе-колыбели была проведена акция посвящения..." - хрипение, шипение. - "Возрожден ли мистицизм?.." - очень долгое шипение. - "Присутствовал цвет Санкт-Петербургской интеллектуальной элиты..." - шипение, шипение, шипение. - "Культурные новости."

Остается только добавить, что стилистика и структура фильма (как и замысел) не подразумевают грубого физиологизма или пресловутой "чернухи".

ФИЛЬМ ВТОРОЙ : "МИТИН ВАЛЬС"

Автор сценария: Андрей Либенсон
при участии Ануш Вардан

"Стану хорошим..." (Звуки Му)

Действие фильма происходит в начале 90-х годов. Во времена, так называемого - "дикого капитализма", когда постепенно в умах граждан укореняются такие понятия, как "деньги" и "денежные отношения". Укореняется новый язык - криминальный сленг. Когда появляются первые рекламные щиты на улицах, и город начинает менять свой облик. В эту атмосферу погружены главные герои фильма двое молодых любящих друг друга людей - Митя и Катя.

Митя - талантливый фотохудожник. Он из тех, про кого говорят, что им дано иное зрение. Однако Митин талант лишь оттеняет его несостоятельность в делах - он задолжал денег. Не много, но и не очень мало. И если в "совковые" времена нищета была законом жизни, то теперь этот закон можно было бы назвать "за базар - ответишь".

Его фотографии не продаются. Но вот подворачивается работенка: всего-то - последить и составить своеобразное "фото-досье" некоего гражданина. За работу хорошо платят. А раз хорошо платят, то и лишних вопросов Митя не задает: кто его работодатель и кем является человек, за которым придется следить фотографу. Почти целый день он ездит на машине в сопровождении неразговорчивого водителя и "отстреливает" "Никоном" таинственного гражданина, не совершающего, впрочем, ничего противоправного. Митя добросовестно выполняет заказ..

Все шло гладко до тех пор, пока мужчина не вышел из дверей кафе в сопровождении Кати. Мите вынужден продолжать слежку. Пара ведет себя в высшей степени странно: впечатление такое, что они знакомы уже давно, что они любовники, что... Но фотоаппарат Мити фиксирует только полутона, движения губ, взгляды... Ни одного поцелуя. Ни одного объятия. Ни одного, пусть и случайного касания.

Мите было бы легче, если бы он увидел явные признаки неверности. К его ослепляющей ревности примешивается страх за безопасность Кати. Он подстерегает девушку у дома своего вероятного соперника и добивается от нее ответа - кто ОН?! И если зритель ждет банального поворота сюжета, то прихотливая фантазия автора выводит до сей поры мелодраматическую историю в жанр фантасмагорического триллера.

Сколько мы себя помним - искусство находилось в ожидания появления Героя Нового Типа. Время от времени бдительная критика указывала на конкретных персонажей - Плюмбум, Бананан и т.д. Заявим сразу: наш главный герой - Герой Старого Типа. В его имени - аллюзии по поводу отошедшего времени "митьков" и всему тому, что сопутствовало поколению "дворников и сторожей". Представим себе, что один из возможных героев "Кошкиного дома" (предыдущей новеллы) повзрослев на шесть лет пытается приспособиться к новым законам жизни...

ФИЛЬМ ТРЕТИЙ : "ДЖАНК"

Автор сценария: Ануш Вардан
при участии Андрея Либенсона
и Михаила Столярова

"... Я уже никакой ... " (реплика в толпе)

" - Долго ли еще продлиться эпидемия? - поинтересовался я.
- Столько, насколько мы сумеем ее продлить..."
У. Берроуз.

Название фильма "ДЖАНК" было неожиданно подсказано культовым американским писателем Уильямом Берроузом. В его романе "ГОЛЫЙ ЗАВТРАК" термин "джанк" используется как синоним слова опиум. В книжке есть такие слова: "Джанк - идеальный продукт... абсолютный товар... Джанк соответствует основной форме вируса "зла": "Алгебре Потребности". Лик зла - это всегда лик тотальной потребности."

Размышляя по поводу данной цитаты автор утверждает, что сейчас, когда доступны любые формы наслаждений и практически легализировано употребление наркотиков - самый большой, самый сильный, самый бессмысленный наркотик - это жажда беспрерывного общения.

Русская национальная забава - бдения на кухне, вылились в бесконечную техно-дискотеку. Общение ради общения. Бестолковый трах и неуемное любопытство в области сексуального экспериментаторства. Именно в такой атмосфере существуют герои сценария. Они испытывают тотальную потребность друг в друге только потому, что ни один из них не знает, что будет делать один.

Паша и Леша, на первый взгляд два героя антагониста. Однако они оба чувствуют одну и ту же потребность в разной степени. Оба живут в звенящей пустоте собственного одиночества. "Мир взрослых" существует для них либо как источник дохода, либо возможность неожиданного неизведанного доселе удовольствия...

Стилевое решение сценария диктует определенные эстетические приемы кинореализации: яркие "кислотные" краски журнала "ПТЮЧ", где исключены естественные теплые тона, стремительные клиповые ходы монтажа, применение титров, эффекты наложения изображения.

Место действия: квартиры, общественные сортиры, ночные дискотеки клубы города.


Авторские права проекта защищены
Российским Агентством Авторского Права

© 1997 ТО "ЦЕНТР ПЛАН"

.

copyright 1999-2002 by «ЕЖЕ» || CAM, homer, shilov || hosted by PHPClub.ru

Счетчик установлен 25.3.00 - 533