Rambler's Top100

вгик2ооо -- непоставленные кино- и телесценарии, заявки, либретто, этюды, учебные и курсовые работы

Щербиновская Елена

ЭКСПЕРИМЕНТ ВЕЛИКОГО МЕЦЕНАТА

заявка на сценарий художественного фильма

Москва, 1997

...В пустой картинной галерее отчетливо слышался каждый звук.

Двое молодых людей неторопливо шли по залу, разглядывая большие яркие полотна в старинных рамах.

— Какое удивительное совершенство формы, какая изысканность манеры! — с восхищением произнес один из них. — Глядя на эти старые полотна я невольно думаю о том, сколько мне еще предстоит работать, изучать технику мазка, композицию, состав и структуру красок, чтобы хотя бы приблизиться к подобным шедеврам!

— В этой живописи слишком много страсти, — задумчиво сказал другой. — Она несет на себе отпечаток той эпохи, когда искусство еще не было свободно от внешних влияний... Я вижу в этой красоте мучительную борьбу материи и духа... Даже такая отточенная форма не может скрыть страдания художника, в каждом его великолепном мазке сквозят боль и отчаяние... Возможно, этот, безусловно великий мастер прошлого трудился не только ради искусства, но и для того, чтобы выжить и прокормить семью...

— Подумать только! — воскликнул первый, — было такое время, когда художники, музыканты, поэты, артисты вынуждены были зарабатывать себе на жизнь своим ремеслом! Сейчас трудно даже представить себе такое, но ведь это было!..

— Это, действительно, трудно представить... Как может художник создавать что-то, не будучи свободным? Как можно творить настоящие произведения искусства, если твой дух скован рамками бытия, если ты подвержен разрывающим тебя страстям...

— Но ведь искусство существовало тысячелетиями, задолго до создания нашей общины!

— Да, и оно отражало упадок духа, гибельный для человечества!

— Может быть, не стоит судить столь категорично. Ведь и в прошлом было много великих мастеров, чьи шедевры чисты и легки, как божественное дыхание!

— Но какой ценой они достигали такого совершенства!.. Мы, живущие полтора века спустя в свободном мире духа и творчества, никогда не должны забывать о том, что было сделано тогда для всех нас...

— Смотри, вот его портрет! — первый с интересом стал разглядывать изображенного на картине человека.

... Высокий лоб, ясные светлые глаза, но во всем его облике сквозила какая-то печаль и усталость. Это был явно не парадный портрет, художник сумел уловить не только характер, но и состояние, настроение выдающейся личности...

— Мы знаем его как Великого Мецената, — размышлял вслух другой, — ни кому не известно его настоящее имя... кажется, он был шестым президентом России...

— Седьмым, я знаю это наверняка.

— Да, возможно, ты прав...

Молодой человек смотрел на портрет, который видел много раз, но сейчас он вдруг словно впервые открыл его для себя. Потом, выйдя из зала галереи, он испытывал непривычное волнение. Эти картины, и портрет... Странная живопись прошлого стояла перед его глазами. Ему захотелось узнать имя неизвестного автора, захотелось узнать историю самого седьмого президента, которая до сих пор существовала для него как некий миф. Но с портрета смотрели живые, усталые глаза, взгляд был наполнен загадочными чувствами и переживаниями. Это как-то не вписывалось в миф о великой личности прошлого. Скорее всего, этот взгляд — плод воспаленного воображения художника, — подумал молодой человек, выходя из галереи в парк...

В живописном месте, на берегу красивого прозрачного озера, в сказочном городе жили художники, поэты, музыканты, артисты. Это был особый мир, община творчества и духа, где существовал свой порядок, сложились свои традиции, протекала ни на что не похожая и ни с чем не сравнимая жизнь. Герой сценария, попавший сюда еще в раннем детстве, в своей живописи достиг невероятного совершенства формы, а именно форма почеталась здесь превыше всего. Он был лучшим из лучших, гордостью общины. Но с того момента, когда он вышел из картинной галереи в парк на берегу озера, в его душе стали происходить странные, еще непонятные ему перемены. А началось все с портрета Великого Мецената, написанного неизвестным мастером...

...Однажды пришли к власти образованные, мыслящие люди и сумели вывести страну из кризиса. Россия прекратила тратить огромные средства на войну. Банки перестали прогорать и обманывать людей, банкиров больше не убивали. Многочисленные партии и политические лидеры отбросили свои амбиции и занялись делом. Правительство и парламент заботились не столько о своих личных благах, сколько о жизни своего народа.

Итак, Россию вполне можно было бы назвать высокоразвитым государством, если бы не одно трагическое обстоятельство. У высшей власти, бросившей все силы на возрождение страны из хаоса, как всегда не доходили руки до культуры. Народу, увлеченному приобретением материальных благ, тоже было как-то не до нее. Его вполне удовлетворял ширпотреб. В какой-нибудь другой стране, возможно, все развивалось бы параллельно и гармонично. Но Россия есть Россия, и русский человек, способный совершать подвиги в экстремальных ситуациях, совершенно пассивен в обычной жизни. Ему, как говорит Михаил Жванецкий, "Большая беда нужна". Поэтому, в отсутствие большой беды в виде войн, голода и разрухи, он не заметил настоящей катастрофы, грозящей ему в сфере духа. Культура, искусство, вся духовная жизнь страны пришли в такой упадок, что, еще немного, и все это вообще прекратило бы свое существование.

За прошедшие десятилетия в стране сменилось несколько президентов. И вот однажды, по воле судьбы или случая, в президенты избрали человека, которому все это оказалось не безразлично. Ходили слухи, что и сам он когда-то занимался каким-то видом творчества, кажется, живописью или скульптурой, но потом увлекся политикой, бросил свою не престижную профессию и сделал блестящую карьеру. Он снова учредил должность советника по культуре и искусству, которая давно уже была упразднена, назначил на нее своего университетского друга и поручил ему разобраться в состоянии дел на духовном поприще.

— Страна на грани катастрофы! — вскоре заявил советник. Речь его была страстной, полной отчаяния и горечи. Он призывал немедленно заняться этой проблемой, пока еще можно что-то спасти. Музеи, театры, картинные галереи, концертные залы пустуют, люди забыли, что такое искусство. Современные художники творят в ужасных условиях, голодают, это — самая бедная и незащищенная на сегодняшний день социальная группа нашего общества, которую мы вынуждены назвать группой риска. Культурный рынок наводнен произведениями такого низкого сорта, что становится стыдно.

Президент внимательно слушал советника. В сущности, в его речи не было ничего нового, но ясно было одно — пришла пора действовать. И президент принял решение — взять культуру и искусство под опеку государства.

Предложенный президентом "Проект Возрождения" поручено было разработать наиболее прогрессивным людям из его окружения.

— Проект должен быть реален по затратам и понятен людям, — сказал президент. — Мы должны суметь убедить народ в необходимости наших преобразований. Он всегда жил страстями, мы должны всколыхнуть его, зажечь своей идеей.

Во время работы над проектом Президент много раз выступал с вдохновенными, убедительными речами, проводилось множество социологических опросов. Наконец, проект вынесли на всенародный референдум, и народ, с небольшим перевесом голосов, принял его.

Были выделены огромные средства из государственной казны. Всех, кто был способен и желал заниматься творчеством, освободили от других обязанностей, создали им особые условия, в которых они могли бы творить, не задумываясь о хлебе насущном.

Таких людей оказалось не так уж много... Для них построили небольшой городок в прекрасном живописном месте, на берегу большого чистого озера, окруженного лесом. Теперь они могли жить в скромных, но удобных домах, получать все, необходимые для творчества материалы и полностью посвятить себя созданию духовных ценностей.

Президент сам тщательно следил за реализацией своей идеи, чтобы убедиться в ее жизнеспособности. Ежегодно проводились грандиозные праздники искусств, которые жители страны могли посещать бесплатно в течение месяца. Люди, находящиеся за пределами духовной общины, могли удостовериться, что государственные средства, а также средства их, налогоплательщиков, не расходуются впустую.

От творцов, живущих в общине, требовалось не так уж много: заниматься именно творчеством, а не чем-либо иным, а также отказаться от семейной жизни, поскольку государство финансировало только самих творцов.

Таким образом, было создано своеобразное государство в государстве, которое процветало и крепло год от года и радовало людей своими достижениями. А когда президент, предложивший столь неожиданный и смелый проект и сумевший реализовать его, отошел от дел, он был вписан в историю России под именем Великого Мецената. По сути же он создал некую искусственную модель мира, в которой духовная жизнь стала существовать и развивается в особых условиях, в изоляции от обычного мира с его катаклизмами, пороками и страстями.

Мы не будем рассуждать о том, насколько вероятна такая модель будущего нашей страны, а примем ее как некую художественную реальность.

Действие фильма развивается в двух параллельных планах. Это рассказ о создании духовной общины, и ее жизнь полтора века спустя.

Два главных героя спорят о сущности искусства. Один из них полностью принимает и поддерживает идею творчества в особой общине, свободной от низменных страстей и житейских проблем. Но именно он, испытав на себе воздействие реальной жизни, начнет сомневаться в правильности самой идеи Великого Мецената... Пережив личную драму, потеряв любимую женщину, он переосмыслит всю свою жизнь. Он увидит, что достигнутое здесь совершенство формы лишено человеческого содержания, а потому бездушно и мертво. С одной стороны, только создав особые условия для духовной элиты, освободив ее от материальных проблем, человечество может сохранить ее. С другой стороны, как долго может человеческий дух развиваться в замкнутой системе, в отрыве от внешнего мира?

Он будет искать свое решение проблемы. А начнется все с поисков имени неизвестного мастера, создавшего когда-то портрет президента и другие полотна, в которых слишком много страсти... Он выйдет за пределы общины, чтобы проводить исследования в государственных архивах. Его заинтересует и личность самого Мецената, о котором так мало известно. Что делал он, реализовав свой великий проект и уйдя в отставку? Как он жил потом?

Наш герой имеет довольно отдаленное представление об обычном мире за пределами своей духовной провинции. Но этот мир все больше манит его. Покинув общину, он увидит страдающий и уродливый мир, готовый в любой момент снова погрузиться в хаос, поймет, какая бездна отделяет его от общины. Больше того, он увидит, что большинство людей даже не знают о существовании духовной общины. Правительство по-прежнему выделяет ей средства на содержание, но этих средств с каждым годом становится все меньше. Оказывается, уже давно введено платное обучение в Школе Искусств, сюда стали попадать дети богатых родителей, а не самые талантливые. По улицам бродят неприкаянные подростки. Глядя на них, наш герой думает о том, что если бы ему когда-то ни помогла судьба, и он ни оказался бы в общине, он мог стать таким, как эти несчастные и потерянные, с пустыми глазами... Он слышит разговоры о том, что у этой страны нет будущего, что она на грани катастрофы, и сможет возродиться только тогда, когда сменится не одно поколение... Но откуда возьмутся эти новые поколения, если не начать их воспитывать прямо сейчас?

Параллельно, изучая архивные материалы, проводя время в мрачных, пыльных хранилищах музеев, он найдет ответ на свой вопрос и узнает имя автора полотен, всколыхнувших когда-то его душу. Это будет интересное, неожиданное открытие. Автором полотен окажется... сам седьмой президент!

Сначала наш герой будет чувствовать себя инопланетянином в обычном мире, но скоро поймет, как этот мир нуждается в нем, и начнет действовать. Эксперимент Великого Мецената в свое время помог сохранить духовность, творчество, культуру... Даже один человек, одержимый великой целью, способен, пусть хотя бы на время, изменить жизнь в стране. Теперь пришла пора все это вернуть людям.

В этом сценарии мы размышляем о сущности духовной жизни, о духовном будущем России. Думаю, одно из главных свойств русской натуры — готовность поверить в любой миф, придуманный кем-то, и следовать этому мифу, лишь бы он был облечен в увлекательную форму. Что ж, попытаемся создать свой миф, красивый и убедительный, такой, чтобы люди в него поверили и, может быть, захотели ему следовать...

Щербиновская Елена

.

copyright 1999-2002 by «ЕЖЕ» || CAM, homer, shilov || hosted by PHPClub.ru

 
teneta :: голосование
Как вы оцениваете эту работу? Не скажу
1 2-неуд. 3-уд. 4-хор. 5-отл. 6 7
Знали ли вы раньше этого автора? Не скажу
Нет Помню имя Читал(а) Читал(а), нравилось
|| Посмотреть результат, не голосуя
teneta :: обсуждение




Отклик Пародия Рецензия
|| Отклики

Счетчик установлен 4 сентября 2001 - 323