Rambler's Top100
Вадим Лебедев, Эдуард Резник, сценарий документального фильма, январь, 2000


Аркадий Бернштейн
"СК-Новости", номер 73

От Рокамболя до Соньки Золотой ручки

В начале двадцатого столетия в Европе, особенно в России, заметно повысился интерес к авантюрно-приключенческой литературе прошлого и нынешнего века. Читают преимущественно французских писателей Александра Дюма, Эжена Сю, Ксавье де Монтене, Понсон дю Террайля, Поля Феваля, роман Л. Сизи — «Зигомар» (1910г.), опубликованный в одной из парижских газет и «Фантомас» (1911г.) П. Сувестра и М. Аллена в 32 книжках... В газетах из номера в номер или в дешевых брошюрах с продолжением печатаются бульварно-криминальные «произведения» о похождении бандитов, работе сыщиков и т. д. Многими из этих книг увлекались в молодости и мастера советского кино Л. Трауберг, Л. Кулешов, С. Юткевич, даже С. Эйзенштейн, как-то признавшийся Траубергу, что ему нужны «для работы» все 32 томика «Фантомаса». Попутно скажем, что Рокамболь из романа Понсон дю Террайля был любимым героем знаменитой воровки Соньки Золотой ручки.

Историко–авантюрная и криминально-детективная литература значительно подтолкнула вперед молодой кинематограф, который взял у нее острую занимательную фабулу, смелые порывы художественной фантазии и необычных героев, вроде вора-джентльмена, благородного разбойника и т. д. Литературные сериалы, романы-фельетоны этого плана, породили серийные и многосерийные авантюрные киноленты в разнообразных жанровых вариациях. Появились даже «синероманы» — вольное бульварно-литературное изложение содержания ленты. К сожалению, они издаются и сейчас, но уже не в газетах...

С 1908 по 1915 гг. на экраны выпускаются «Парижские тайны», «Рокамболь», «Зигомар», первые пять серий «Фантомаса», «Шерлок Холмс» и т. д. Французский режиссер В. Жассе, известный еще с 1908 года своими серийными фильмами о сыщике Нике Картере, придумал женщину-преступницу Протею в черном трико («Протея»). Все эти ленты быстро переправлялись в Россию, где они имели неизменный успех. Нельзя забывать, что длительное время на кинорынках российской империи доминировали французские фирмы «Пате» и «Гомон». Фирма «Пате» проникла и в США, где по американскому сценарию и с великолепной актрисой Пирл Уайт был снят увлекательный фильм «Опасные похождения Полины», я через год во Франции в сотрудничестве с газетой «Матэн» выпущены многосерийные фильмы «Маска, которая смеется», «Тайны Нью-Йорка». Все эти ленты были очень популярны в России.

Слабое кинопроизводство российской империи до 1910-1911гг. не было готово к выпуску многосерийных лент. К тому же русские литераторы не увлекались созданием произведений приключенческого, детективного характера. Основой фильмов на полицейско-уголовные темы становились устные рассказы обывателей, газетные очерки, бульварные поделки литературных ремесленников и так называемый, областной фольклор. Широко распространялись, например, мифы и небылицы о Соньке Золотой ручке, которые обрисовали ее как демоническую красавицу, неуловимую воровку-«художницу» международного класса, талантливую артистку-постановщицу смелых и оригинальных краж, «Рокамболя в юбке».

Эти мифы имели и социальный привкус, так как родились в среде одесских люмпенов, бедняков, жителей черты оседлости, считавших Соньку грозой богачей и другом неимущих. Одесситы навечно приписали ее к своему городу, хотя Сонька появилась на свет в еврейской семье, жившей на окраине Варшавы в 1847 году, и была записана как Шейндля-Сура Лейбовна Соломониак, по последнему мужу Блювштейн. В 70-е годы она вошла в «аристократию» уголовного мира с титулом «Сонька Золотая ручка», образовала свою шайку и даже стала членом престижного уголовного клуба в Москве «Червонные валеты» по названию такого же клуба в Париже. Никакими особыми добродетелями и благотворительной деятельностью Сонька не отличалась и умерла на Сахалине в 1903 году. Однако, даже сейчас одесские и другие «поклонники» Соньки не хотят хоронить свои мифы и даже уверяют, будто на сахалинскую каторгу отправили совсем другую женщину.

Наибольший вред непредвзятому и правдивому взгляду на жизнь и преступления Соньки Золотой ручки принес роман «Сонька Золотая ручка» (1912) бульварного писателя И. Рапхофа, известного под псевдонимом «граф Амори».

Роман представлял собой откровенный и весьма неуклюжий вымысел, сознательно ориентированный на неразборчивых обывателей и не имевший никакой художественной ценности. Автор сообщает нам, что Сонька, якобы жившая в Шклове, была дочерью рано овдовевшего часового мастера и ростовщика Абрама Моисеевича Блювштейна. В 17 лет она перешла из иудаизма в католическую веру, став Софьей Владиславовной Блювштейн. Затем, после короткого романа, новоиспеченная католичка рожает дочь от польского аристократа, штаб-капитана Масальского, но отвергнутая им, клянется мстить ветреным мужчинам. Далее роман повествует о ее невероятных приключениях и авантюрах: Сонька обворовывает свою благодетельницу, отправляется на воровские гастроли за границу, в Париже выходит замуж за родовитого графа Миолу, знакомится с лжебароном и аферистом Яшкой Альтшуллером, который открывает графу правду о его жене-воровке. Покинутая возмущенным графом, Сонька совершает новые кражи, пряча похищенное в чемодан с двойным дном и, переводя деньги в иностранные банки, однажды сама становится жертвой ограбления. Сонька вымогает деньги у сына миллионера Морозова и мечтает добраться до самого барона Ротшильда, которому посылает письмо, выдав себя за княгиню Гагарину и запасшись цианистым калием. Стремясь поразить воображение читателя, автор романа придумывает эффектную, но далекую от реальных фактов историю ареста аферистки, якобы замышлявшей убийство и ограбление миллиардера: в письме княгини Ротшильд сразу же почувствовал опасность и обратился в сыскное отделение Петербурга. На свидание с Сонькой, расположившейся в роскошном салон вагоне поезда «Санкт-Петербург–Вена», пришел под видом барона знаменитый в то время сыщик Иван Путилин. После непродолжительного разговора он неожиданно снял парик, вынул из кармана револьвер и сурово сказал: «Руки на стол или стреляю». Суд будто бы приговорил Соньку за «покушение на убийство» и каторжным работам к ссылке на Сахалин.

Известный в то время кинопредприниматель и оператор А.Дранков решил экранизировать нашумевший роман И.Рапхофа, понимая, что фильм о Золотой ручке принесет ему не малую прибыль. В сущности, именно А. Дранкову принадлежит идея создания первого в России многосерийного детективно-приключенческого фильма «Сонька Золотая ручка», поставленного режиссером Ю. Юрьевским на небольшой киностудии «Товарищество Дранков и Ко» в 1914-1915 гг. и состоявшего из 6-ти серий. 7-ую и 8-ую серии этой картины выпустила в 1916 году московская контора «Кинолента», но уже в постановке А. Чаргонина. Авторами киносценария первых 6-ти серий были популярные в те годы литераторы В. Изумрудов и В. Рубинов, а сценарий 7-ой и 8-ой серий писал сам И.Рапхоф. Соньку играла артистка Московского театра Корша Н.Гофман. Остальные роли достались другим актерам московских драматических театров: А. Варягину, Б. Светлову, П.Кащевскому, А. Мичурину, режиссеру А.Чаргонину и т. д. Не избежали коммерческого искушения «Акционерное общество Ханжонков и К» и известный кинорежиссер дореволюционного кино Е.Бауэр, выпустив в 1915г. картину «Похождение Шпейера и его шайки червоных валетов», где тоже действует Сонька Золотая ручка в исполнении Н.Нельской. К сожалению, в Госфильмофонде России сохранилось всего лишь несколько частей из первого шестисерийного фильма о знаменитой воровке.

Создатели восьмисерийного фильма «Сонька Золотая ручка» своеобразно перекроили роман графа Амори, используя занимательную авантюрно-приключенческую фабулу и элементы мелодрамы. Картина, разрекламированная как «грандиозный боевик», была нашпигована необычными приключенческими ситуациями с очень слабыми попытками анализа психологического состояния знаменитой авантюристки, которая почему-то названа Софьей Исааковной Блювштейн, что не соответствует ни ее подлинному имени, ни ее девичьей фамилии. Лента рассказывала о многих событиях в жизни героини. Гимназистка Софья Блювштейн, дочь ростовщика, стыдится профессии своего отца, мечтает о самостоятельной свободной жизни. Возлюбленный девушки, красавец-студент Масальский, проигравший на бегах 7000 рублей, берет у ее отца под высокие проценты крупную сумму денег, но подписывает вексель другим именем. Сонька похищает этот фальшивый документ, но отец застает ее на месте преступления. Узнав, что любовник Соньки –«гой», он без всякого сожаления отдает беременную дочь в руки полиции. Однако Масальский бросает Соньку, и она клянется ему отомстить. Далее следует целый калейдоскоп приключений: героиня притворяется сумасшедшей, попадает в психиатрическую клинику; затем совершает побег под прикрытием дымовой завесы, успевая захватить драгоценности на квартире директора; вместе со своим сообщником осуществляет ограбление сибирского золотопромышленника, который везет на пароходе в Москву несколько слитков золота. Соньку прячут в сундук, и этот «багаж» сдают на пароход. В трюме корабля она подменяет золотые слитки кирпичами, усыпляет сторожа и вместе с золотом добирается домой. Сонька часто меняет паспорта, осуществляя свои преступные замыслы то в облике светской дамы, то хозяйки игорного притона, куда завлекает богатых клиентов; ловко ускользает прямо на улице от конвойных солдат, засыпав им глаза табаком. После очередного ареста ее использует в качестве сыщика сам начальник Петербургского сыскного отделения Иван Путилин. Преступления Соньки становятся все более дерзкими и утонченными, и в конце 8-ой серии она погибает.

По сравнению с романом, где Сонька изображена красавицей авантюристской в облике аристократки, называющей мошенников и мелких воронов «грязными гадами», «юркими хамами» и возмущенной тем, что они наградили ее «мерзкой» кличкой Сонька Золотая ручка, фильм дает более демократический образ преступницы, которая бывает и в грязных ночлежках, посещает скупщиков краденого и даже устраивается на фабрику простой рабочей, чтобы «взять» богатую фабричную кассу. Однако автор романа и создатели картины откровенно сочувствуют своей героине.

Фильм «Сонька Золотая ручка» имел огромный успех у зрителей дореволюционной России, особенно в южных губерниях, и был хорошо принят зарубежными кинозрителями. В 1915-1916 гг. в двух французских многосерийных фильмах Л.Фейада «Вампиры» и «Жюдес» появилась актриса Мюзидора (Жанна Рок), внешне очень похожая на Соньку. Она играла таинственную воровку-обольстительницу, вращающуюся в светских кругах и являющуюся на самом деле одним из опасных членов преступной шайки. Ее героиня появлялась на экране в образе светской красавицы, певицы, телефонистки, горничной и т. д.

Всевозможные мотивы и драматические ситуации из жизни Золотой ручки, заимствования из первого фильма о ней впоследствии активно использовались в западноевропейском, особенно американском кино. Любопытно, что в США существовала авантюристка, совершавшая свои воровские подвиги под именем Золотой ручки. В 1909г. роскошно одетая дама, назвавшаяся женой австрийского эрцгерцога, ограбила в одном из американских городов ювелирный магазин. Полиция установила, что эта дама ни кто иная, как известная американская Золотая ручка, некая Бек из Нью-Йорка, за которой тщетно охотилась полиция Нового и Старого Света.

Интерес в США к образу хитроумной и роковой женщины-авантюристки, напоминающей российскую Соньку Золотую ручку, связан и с тем, что многие американские кинематографисты были родом из России, или имели основательные русские корни.

В комедийном фильме «Желание» (1936г.) американского режиссера Ф.Борзеджа роль авантюристки, похитительницы драгоценностей Мадлен де Бопре сыграла знаменитая Марлен Дитрих. Ее героиня находчива, остроумна, артистична, являясь зрителю во многих лицах: это и настойчивая, алчная хищница, и наглая, развязная аферистка, и ироничная, привлекательная женщина, которая может блистательно разыграть как раскаяние со слезами на глазах, так и безраздельную преданную любовь к мужчине. Подобно Соньке, Мадлен искусно изображает аристократку, присваивая себе титул «португальской графини», ловко завладевает жемчужным ожерельем, покорив своими чарами и одурачив сразу двух мужчин — богатого ювелира и врача-психотерапевта. Действие ленты происходит в Париже, где бывала и Золотая ручка, затем переносится на границу с Испанией — там Мадлен ждут её сообщники. Испугавшись таможенного досмотра, она незаметно опускает украденное ожерелье в карман случайного спутника, молодого американского инженера Тома Брэдли (Гари Купер), который ни о чем не подозревает…

В американском трехсерийном фильме Д. Лондона «Если наступит завтра» (1986г.) по роману С.Шелдона перед нами предстает, в сущности, та же Сонька Золотая ручка, под другим именем перенесенная в современную западноевропейскую жизнь.

По давней, но не устаревшей в киноискусстве традиции, она в рамках кадра выглядит как романтическая героиня, которую жестокая действительность превращает из добродетельной непорочной девушки в высокопрофессиональную мошенницу и воровку. Успех фильма во многом определен точным выбором актрисы Мэделин Смит на роль главной героини картины Трэси Уитни, которая и внешне, и темпераментом, и жизненной позицией напоминает российскую Золотую ручку в молодости. Знакомство режиссера и сценариста с ее жизнью и характером не вызывает сомнений. Глядя на Мэделин Смит, надолго запоминаешь ее походку, точеную фигурку, большие, завораживающие мужчин бархатно-черные глаза, жадно и в то же время испытующе всматривающиеся в окружающий мир. Ее героиня способна увлекаться, быть живым, непосредственным, очаровательным существом, но и умеет жестко контролировать свои поступки. Трэси от природы дана хорошая актерская фантазия, помогающая ей найти нужное и быстрое решение в предложенных жизнью опасных обстоятельствах. Усыпив с помощью эфира итальянскую кинозвезду, она выкрадывает в поезде ее драгоценности и позже, беседуя с комиссаром полиции, очень естественно разыгрывает несчастную вдову, не успевшую, к своему великому сожалению, совершить с мужем путешествие в Рим именно этим поездом. Подобно Соньке, она ловко манипулирует разными париками, часто меняет одежду и модные прически, выдавая себя то за аристократку, то за секретаря известного банкира и т. д. Скрываясь от полиции, героиня натягивает на свое лицо резиновую маску, превращаясь в почтенную даму. Однажды, когда Трэси вскрыла сейф, сработала сигнализация. Увидев подъехавшую полицейскую машину, она густо намазала лицо какой-то косметической мазью, одела ночной чепец, халат, затем открыла дверь полицейскому, легко убедив его в том, что он застал ее врасплох, а сигнализация сработала случайно.

Трудно сравнивать талантливый фильм Д.Лондона с первым русским, но весьма несовершенным детективно-приключенческим боевиком 1914-1915 гг., однако нельзя не сказать, что между ними немало общего и в несомненном сочувствии героине, и в жанровых особенностях, когда элементы мелодрамы объединяются с острым авантюрно-детективным сюжетом.

Сонька не была красавицей, однако, по мифологической традиции ее и подобных ей героинь играли в кино очень красивые актрисы. Полиция оставила такие приметы воровки: рост 1 м 53 см, рябоватое лицо, бородавки на правой щеке, «глаза подвижные», «брюнетка, волосы на лбу вьющиеся». В жизни Сонька была женщиной с изюминкой, блестяще пользовалась гримом, париками, умела по-разному одеваться и была всегда готова к перевоплощению.

Кинорежиссер Л. Трауберг хотел написать о ленте «Сонька Золотая ручка» в книге «Приключенческий фильм», но замысел осуществить не успел. Он говорил мне: «Мне не нравились артистки Гофман и Нельская. Сонька — другая. Женщины-обольстительницы часто не отличаются броской красотой, у них есть своя магия, свои приемы, которые вероятно, знала Сонька. Надо раскрыть тайну ее взгляда, ее внутренний динамизм, похожий на сжатую пружину. Когда я смотрел фильм, мне казалось, что с ролью Соньки могла бы блестяще справиться Пирл Уайт, которая в немом кино умела делать все. Думаю, эту ленту не надо замалчивать, хотя все шестисерийное здание А. Дранкова покоится на плохой и лживой литературе. Как одессит, я не понимаю, почему мои земляки так облагородили и революционизировали Соньку. Наверно, правда только в том, что она любила фаршированную рыбу. Но то, что картина о Соньке имела успех, означает лишь тягу русского зрителя к приключенческому кино».

Старую и весьма типичную бульварную традицию изображения Соньки Золотой ручки возродил «русский триллер» А. Дроздецкого «Сонька Золотая ручка» (М., 1995). Героиня представлена как «непревзойденная в свое искусстве мошенница и щедрая на подаяние бедным меценатка», «гроза толстосумов» и писаная красавица. Всем известно еврейское происхождение Соньки, но это не мешало литераторам и кинодеятелям ее романтизировать и облагораживать. Были у нее и противники, называвшие воровку «дьяволом в юбке». Присяжный поверенный А. Шмаков заявил о ней еще в конце XIX-го века: «Софья Блювштейн — выдающийся образец того, что может поставить на уголовную сцену еврейство». А. Дроздецкий, видимо, из «любви» к Соньке делает ее русской девушкой, воспитанной в дворянской семье, и даже изображает убийцей своего мужа — еврея-банкира Гольдберга. К сожалению, многие авторы пишут сценарии о Соньке, основываясь на плохом вымысле. Надеюсь, что к ним не отнесутся всерьез.

Copyright © 2000-2001 СК-Новости

Аркадий Бернштейн
"СК-Новости", номер 73

Опубликовано в интеренете:
film.ru / СК-Новости